Крутоверть под Казанью
Международный этнофестиваль "Крутушка" в этом году отметил свое десятилетие. Корреспондент "НацАкцента" побывал там и понял, чем отличается стандартный набор фестивальных активностей от действительно хорошего мероприятия.
Отличительная особенность фестивалей, которые проходят в регионах, от столичных — это люди, которые на них приезжают. У жителей Москвы и Петербурга есть возможность выбрать из множества вариантов и в результате оказаться среди людей, примерно того же возраста и с тем же кругом интересов. В не избалованных событиями регионах на фестиваль приходят все: бабушки, молодые парни и девушки, семьи с детьми, школьники. Поэтому утренний автобус, следующий из Казани на Крутушку, несколько дней подряд был забит до отказа. Впрочем, никто не возмущался. "Это на фестиваль", — объясняли друг другу удивленные дачники, втискиваясь в уже полный салон со своими корзинками и колясками.
Организаторы подготовили к десятилетию фестиваля внушительную программу. В четыре дня в нее сумели уместить научную конференцию, 34 выступления музыкантов и этногрупп, 18 фольклорных презентаций, целое множество мастер-классов всех сортов и расцветок, а также ярмарку, показы фильмов и мультфильмов, спектакли и каждодневные вечерки.
На конференции местные эксперты рассказали о своей работе, приезжие —поделились опытом и знаниями. Некоторые темы докладов носили философский характер: что считать традиционным костюмом, какие смыслы несут в себе обыденные вещи типа горшка и топора, какова роль мышей и лягушек в появлении детей. В конце участники поделились своими проблемами и сообща обсудили их возможное решение.
Там же презентовали костюмы местных фольклорных коллективов — тщательно восстановленные по музейным образцам реплики одежды жителей Казанской губернии. Эта работа специалистов казанского Центра русского фольклора вызвала восхищение у приехавших на Крутушку исследователей народного костюма.
Ансамбль "Веселая горница" из Коми привёз подлинные этнографические костюмы жителей Усть-Цильмы. Одному из комплектов исполнилась уже сотня лет. С ним обращаются особенно бережно и даже не стирают, а лишь проветривают. Зрители оказались очень любопытные: их интересовали не только детали кроя одежды, но и что у девушек под фартуками.
Детям на фестивале тоже не было скучно. Их ждали народные игры, катание на лошадях, мастер-классы, показы мульфильмов и спектакли. В конце концов можно было просто в свое удовольствие распотрошить блоки из соломы, на которых изначально предлагалось сидеть, и устроить соломенный бассейн.
На танцевальной сцене гостей учили танцам русских, марийцев, удмуртов, венгров и... шотландцев. Там же презентовали фольклор татар, кряшен, чувашей, финно-угорских народов.
Пока на конференции обсуждали, что именно считать традицией, на ярмарке продавали побрякушки, всякую всячину и прочие безделицы: платья в народном стиле, поделки из дерева, камня, кожи и пластика, индийские товары, бижутерию. Впрочем, люди с удовольствием находили там подарки для себя и близких.
На Крутушке было просто невероятное количество интересных мастер-классов: плетение поясов, браслетов и мандал, плетение из трав, ткачество, резьба по кости, выжигание по дереву, тиснение по коже и даже литьё оловянных солдатиков. Желающих учили пению, игре на флейте и балалайке, варгане и кряшенских гуслях.
Гостей, оставшихся до позднего вечера, ждали музыка и танцы. Описать это словами, конечно, невозможно. Лучше послушайте версию старинной рекрутской песни из Архангельской области группы Ingervala.
Участь обозревателей этнофестивалей нелегка: все мероприятия похожи друг на друга. Музыка, танцы, ремесла — стандартный набор, кочующий с площадки на площадку. Но на юбилейной Крутушке собрали, кажется, все возможные формы и жанры, в которых преломляется народная традиция. В наше время, когда люди больше не собираются на праздники всем селом, не поют обрядовые песни и вообще редко задумываются о своей истории, такие фестивали — это одна из форм существования традиций. И она нам нравится.
Made on
Tilda