Этноэкспедиция

На границе миров

Корреспондент "Нацакцента" проводила семью оленеводов в каслание к Карскому морю
Лето. Граница республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Семья оленеводов собирается каслать (перекочевывать – прим. ред.) к Карскому морю: становится слишком жарко, гнус мучает оленей, поэтому люди идут вслед за животными, которых они считают священными, на край земли, туда, где свежий ветер спасет их от непривычного тепла.
Чтоб добраться до стоянки, мы проплыли на лодке по реке Сейда и прошли по ягелю около пяти километров. Не так близко, как кажется: мох проваливается под ногами, идешь, словно по мягким подушкам, в итоге короткий, на первый взгляд, путь занял не один час. И вдруг неожиданно, как оазис в пустыне, перед нами возник оленевод на нартах и упряжке оленей. Кажется, это была граница между привычным миром и реальностью кочевников – ненцев и хантов – которые всю жизнь проводят в пути и называют себя «настоящие люди».
Среди бескрайних просторов и малорослых деревьев через некоторое время увидели одиноко стоящий чум, покрытый красным брезентом. Возле чума стоит упряжка оленей с нартами. Мы ведем себя очень тихо, говорим вполголоса: резкий звук может испугать животное. У современных оленеводов есть мобильные телефоны, планшеты и снегоходы, пользуются в хозяйстве и генераторами. Но при этом, как их предки, живут в согласии с природой, с полным уважением к ее законам.
В чуме живет Василий, его жена Елена, их дети. Свое традиционное жилище они делят пополам еще с одной семьей. Живут натуральным хозяйством. Олень дает мясо. Из его шкур шьют малицы и ягушки (традиционная одежда – прим. ред.), нюки (покрытие для чума – прим. ред.) на зиму. На них же спят и укрываются. Рядом со стойбищем пасутся молодые оленята, они остались без матери и это священные олени, которых никогда не убьют: они уйдут в верхний мир после своей естественной смерти.
Оленеводы органичны в мире дикой природы, они сохраняют свои традиции, знания, культуру и передают их своим детям, а еще тем, кто видит в этом особую ценность и готов проделать неблизкий путь, чтобы приобщиться к этому почти затерянному миру.
Текст и фото Карины Мыцких, редактура и верстка Юлии Бобковой
Made on
Tilda