Репортаж
Под перестук коклюшек
Еще два года назад фабрику елецкого кружева отапливали углем. А главным достижением нового директора работницы считают проведение газа. Как и чем живет одно из старейших кружевных производств России – в репортаже Анастасии Картавцевой
Мелодично постукивают коклюшки и постепенно проявляется узор необыкновенной красоты: птицы райские поют на ветвях деревьев, девушки в нарядных сарафанах водят хороводы, олени гуляют около елей. Всё это – традиционные сюжеты знаменитого на весь мир елецкого кружева. Большинству из них уже более двухсот лет, однако, и по сей день «классические» узоры пользуются популярностью у покупателей.
Впрочем, сохраняя традиции, на месте производство не стоит. С приходом нового директора, на фабрике происходят все новые и новые изменения. Так, в 2015 году Мария Карлова смогла добиться разрешения на проведение газа: здание имеет историческую ценность, поэтому производить ремонтные работы без согласования с органами, отвечающими за сохранность культурных памятников, нельзя. Прежние руководители за это непростое дело не брались. Вот и отапливалась фабрика так, как задумал когда-то архитектор в далеком XIX веке: углем.
Еще два года назад фабрика отапливалась так, как задумал когда-то архитектор в далеком XIX веке: углем.
В том же 2015 году при фабрике открылся "Музей елецкого кружева", в экспозиции которого старинные кружева соседствуют с современными изделиями фабрики.

Любопытные экспонаты музея - предки современных каталогов: альбомы с образцами старинного кружева второй половины XIX века. Представители фабрики возили эти «каталоги» в другие города, чтобы местные модницы могли нарядиться в вещи, сделанные руками елецких кружевниц.

Из «новичков» экспозиции обращает на себя уникальная выпускная коллекция 2013 года. Причудливые сочетания кружев, ткани, пайеток, стразов и металлизированных нитей, - гламур пятилетней давности во всем его великолепии!
Не забывают на фабрике и тех, кто стоял у истоков ремесла. Одной из самых известных елецких кружевниц была Дарья Матюхина. Уже в 1894 году, когда ей было 20 лет, ее работы восхищали специалистов. Для кружевницы не существовало сложных узоров: говорят, она могла плести кружево с помощью 600 пар коклюшек. Ее работы заняли особое место среди экспонатов музея. Для их создания знаменитая кружевница использовала многопарную технику плетения кружева. Сейчас в производстве чаще всего используется сцепная техника плетения.
Главный художник по кружеву фабрики Светлана Фадеева отмечает, что сейчас многопарная техника - достаточно редкое явление. К сожалению, не многие кружевницы ею владеют. Однако мастерицы стараются добавлять элементы многопарной техники и в современные изделия. "Нельзя, чтобы эта традиция забывалась", - уверена кружевница.
Традиции vs современность
Различия между сцепной и многопарной техникой кружевоплетения
Многопарная техника

От 5 до 600 пар

Подходит для плетения мерного кружева

Ритмически повторяются или чередуются


Количество коклюшек

Когда применяется?


Узоры

Сцепная техника

От 2 до 26 пар

Для плетения штучных и законченных изделий

Состоит из полотнянки, которая извивами образует основные контуры рисунка, и разнообразных прозрачных решёток
Фабричные будни
Сейчас на фабрике работают около восьмидесяти мастериц. Правда, не все они занимаются кружевоплетением. Одни кроят и шьют одежду, другие вышивают на машинках и вручную, третьи разрабатывают узоры. На производстве есть лаборатория, где трудятся выпускники факультета дизайна Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Молодые специалисты привносят в создание кружева что-то новое и оригинальное.
Сырье, с которым работают елецкие кружевницы в основном натуральное: хлопок лен и шелк. Но иногда (на заказ) используют металлизированную нить под золото или серебро. В таких случаях кружево может украшаться бусинами, стразами, пайетками. Сюжеты - как традиционные, так и фантазийные. Впрочем, даже в авторских работах художники предпочитают отталкиваться от старинных образцов.

Идеи рисунков возникают благодаря богатому опыту кружевниц прошлого. Когда дизайнер соприкасается с произведениями, которые хранятся в музеях и имеют огромную художественную ценность. Видя всю эту красоту, хочется творить что-то такое же прекрасное, украшать женщин, чтобы они чувствовали себя королевами, как в былые времена. Ведь когда женщина надевает такие вещи, она и ведет себя совершенно по-другому, она перестраивается внутренне и чувствует себя лучше. Она даже идет, не как обычная женщина, а как модель по подиуму

Светлана Фадеева
художник по кружеву
Что делают из кружева?
Если верить работницам фабрики, самым большим спросом сейчас пользуются воротнички, манжеты и пелерины небольших размеров: подобные аксессуары стали часто появляться на модных показах известнейших дизайнеров. Кроме того, заказывают много перчаток, шляпок, зонтиков, шарфов и палантинов. Шарфы и палантины – вещи не только красивые, но и универсальные: ими можно покрыть на голову и пойти в церковь, а можно - накинуть на плечи и выйти в свет.
Среди предметов домашнего обихода особенно востребованы скатерти, салфетки, дорожки.
Для конкурсов на предприятии часто готовят различные тематические панно: во времена Советского Союза на них изображались, например, серпы и молоты, сейчас чаще всего из кружева плетут символы различных фестивалей. А иногда создают на заказ героев сказок.
Самыми большими изделиями, которые приходилось выполнять елецким кружевницам, были скатерти, длинной до 4- 5 метров. Такую работу один человек чисто физически не может выполнить, поэтому скатерть плетут сразу несколько кружевниц, а затем соединяют работы в одну, да так, что ни один человек не обнаружит место соединения.

Готовое изделие может стоить около миллиона рублей в зависимости от сложности рисунка.
Ручное кружево, к сожалению, не всем по карману. Для покупателей со скромным достатком на фабрике создаются коллекции одежды с элементами из кружева машинного.
На первый взгляд может показаться, что создание кружева - это тяжелый и монотонный труд. Однако все зависит от склада характера кружевницы: если она обладает усидчивостью и аккуратностью, то плетение кружева для нее в радость. Но самое главное - каждый день работницы фабрики видят, как под мелодичный звон коклюшек рождаются произведения искусства.

Анастасия Картавцева, Полина Николаева.
Made on
Tilda