И вот спустя неделю община снова собралась в храме. Самые «дисциплинированные» до этого старались ходить на службы как можно чаще, «недисциплинированным» мешали работа и мирские дела. Ученики воскресной школы вступили в жестокую стадию ежедневных репетиций рождественских представлений и по-стахановски работали над поделками для подарков и ярмарок.
Накануне, в рождественский сочельник, в храме впервые прозвучал Тропарь Рождества Христова, а на его середину вынесли большую свечу – символ той самой, что взошла над Вифлеемом, чтобы указать путь волхвам к яслям, где животные согревали своим дыханием младенца Христа с девой Марией.
К десяти часам субботнего вечера в храм подтянулись прихожане. Кто успел раньше, смог припарковать машину у ограды. Мест мало, а с вечера у храма появилось оцепление: ГИБДД и казачьи отряды показывают на места вдоль дороги за полкилометра от храма или на закоулки Кочпона – других мест для парковки уже нет. В десять в храм уже не пробиться – прихожане стоят, плотно сомкнув ряды. Два раза в год – на Пасху и в Рождество – тысячи сыктывкарцев приходят в храм ночью. И даже те, кто в течение года не жалует его своим посещением, этой ночью считает своим долгом прийти на службу. Ну, если не на службу, то хотя бы к вертепам или на чин елеопомазания. У каждого сыктывкарского храма свой вертеп: где-то побольше, где-то поменьше. Где-то надо нырять внутрь, низко пригибаясь, где-то вход широкий, и внутри могут поместиться несколько человек. Главное, что все они напоминают тот самый хлев с яслями, где 2018 лет назад появился на свет Спаситель мира.
Что касается поста, который закончился этой ночью, то он и есть главная подготовка к празднику. Говорят, что те, кто пост не держал – а в новогодние праздники это непросто – не могут почувствовать всю радость – сначала отречения во имя Господа, а потом обретения вечного спасения. Или надежды на него. Филиппов пост действительно не строгий: можно вкушать рыбу, а по определенным дням даже вино, но когда вокруг майонез, оливье, нарезки, напитки, он становится настоящим испытанием для православного. «Эх, ну почему у нас Рождество не 25 декабря, как у католиков и протестантов? - вздыхают некоторые новоначальные. Однако и в этом – следование двухтысячелетней традиции. И Русская православная церковь покуда не намерена переходить с юлианского на григорианский календарь, считая это нецелесообразным.
Самый строгий постный день - рождественский сочельник. "До первой звезды нельзя", - отвечают в этот день особо строго постящиеся на предложение пищи. И до этой первой звезды ничего не разрешалось есть, а после ее появления – вкушать только сочиво - блюдо из пшена и сухофруктов, поэтому и называется этот день сочельник.
Пост, как поясняют священнослужители, - это путь, ведущий нас к празднику. И когда остается всего несколько дней до самого события, человек замирает. Он старается отказаться от всего привычного - от вкусной пищи, развлечений, любимого сериала вечером - и готовится целиком и полностью, сосредотачивается, чтобы не упустить важный момент. Потому что если человек рассеян, то Рождество может промчаться мимо, и он даже не заметит.