Ципора, жена Моисея, была эфиоплянкой, а жена Евгения Надежда — работницей школьной библиотеки со словом «русская» в пятой графе. Уже почти двадцать лет Надежда избегает субботников, а дома чувствует себя еврейской мамой.
Они познакомились в школе. Правда, не совсем традиционно: Евгений вёл школьный курс по религиоведению, который, помимо старшеклассников, слушала, сбегая от библиотечных полок, молодая сотрудница Надя. И закрутилось.
Вроде бы никакой романтики: долгие разговоры о Писании, истории народа, религии, вере, людях и Боге. Ночные поездки на велосипеде к его дому и вдруг — однажды — жалостливая мысль: «Ведь он, конечно, неминуемо должен жениться на ком-нибудь, а жена запретит нам встречаться».
— И когда он женился, да ещё и на мне, я поняла, что ничего не упущено, — Надежда улыбается. Её закрытая одежда и сдержанные жесты в совокупности с эмоциональной речью и очень живым лицом выдают в ней торжествующую в своей роли женщину.
— Это, в общем-то, традиционная модель, которая в Танахе встречается постоянно. Иаков встретил Рахиль у источника, Моисей встретил свою жену у источника, — Евгений плавно принимает вид лектора, поглядывая на супругу. — Источник — это же символ учения. Получается, что истинный брак — это всегда встреча у источника. Там настоящее соединение и происходит.
Они оба чего-то искали. По счастью, как-то сама собой их дружба вокруг «источника» стала супружеством.
Евгений начал свой путь чуть раньше Надежды. Он мог и не родиться евреем, но всё равно пришёл бы к иудаизму — по его словам, «истоку всего».
Советские родители, будучи атеистами, не держали дома Торы и не знали ни молитв на иврите, ни проклятий на идише. Зато двое коллег на одной из работ Евгения внезапно оказались «в теме». Так он и влился в общину: они тайком собирались на чьих-то квартирах и дачах, дискутировали, изучали язык и обменивались опальным самиздатом. «Женя, ты же программист, а не иудей!», — удивлялись родители, наблюдая за сыном. А позже в семье появилась Надежда.
Сегодня, когда миллионы некогда советских людей могут спокойно всмотреться в своё прошлое, мама Евгения советуется с невесткой по поводу праздников, ритуалов и кошерных рецептов.