В Россию!
От любви до ненависти
Как прирастала земля российская
Как придет туго — узнаешь друга*
(* украинская народная пословица)
Редко разводы проходят безболезненно. Взаимные упрёки, а то и яростные сражения с разделом имущества, дележом жилплощади и манипуляцией детьми. И даже без воинственной составляющей это всегда крах надежд, планов и болезненный поиск себя, судорожные попытки обрести внутреннее равновесие. А ведь когда-то это была история любви. Искренняя, беззаветная, лишенная корысти, или, напротив — с расчётом на благополучное будущее выбранной партии. Примерно тоже происходит и с народами, если они решают изменить собственную судьбу и расходятся в самостоятельные плавания.
«Национальный акцент» решил напомнить, с чего начинались узы России с народами, на излёте XX века выбравшими независимость. И первое «воспоминание» о союзе с, возможно, самым близким русским этносе — украинцами.
Сегодня украинские власти решительно обличают наши «реваншистские», «имперские», «экспансионистские» «замашки». Россия виновата не только в экономическом упадке самостийной соседки, даже в загаженных подъездах тамошние политики находят российский след. Вот и последние дни подарили новые тезисы — участники Великой отечественной обернулись «террористами, которые захватывали украинские города и убивали украинских граждан», а заодно и вокруг «Евровидения-2017» (от которого запретом СБУ на въезд в Украину российская исполнительница была попросту отстранена), по мнению киевской власти, именно Россия нагнетает негативную атмосферу.
Цена вопроса
В середине XVII века объединение с Украиной России грозило масштабной войной с Речью Посполитой, что потом неминуемо и случилось. Потому, идти на воссоединение с просящими о том украинцами или нет, русский царь Алексей Михайлович — второй в династии Романовых и отец будущего императора Петра I — со боярами и духовенством думал несколько лет. Посланники Москвы и Запорожской Сечи выясняли взаимные ожидания, договаривались о гарантиях. Но миром вопрос решить так и не вышло – с 1654 по 1667 г. между Россией и Речью Посполитой с небольшой паузой на перемирие шла война. Эти 13 лет дорого обошлись обеим сторонам. Безусловно, Россия теряла силы и была вынуждена в прямом и переносном смыслах тратиться на предупреждение возможных конфликтов с другими соседями.
Компромисс со шведами — Стокгольмский договор 1649 года — обошёлся казне в 200 тысяч рублей (для сравнения: в середине XVII века в Москве постройка небольшого дома обходилась примерно в 10 рублей — это четырехлетний доход простого плотника или двухлетний мелкого служащего в приказе; знать, владеющая большими вотчинами и поместьями, могла иметь общий годовой доход до 10 тысяч рублей).
Что, впрочем, не защитит от скорых воинственных притязаний Швеции. Она вмешается в войну уже в 1656 году, чтобы захватить Речь Посполитую с севера и не допустить прорыва России к берегам Балтийского моря. Но через четыре года поляки заключат с северным соседом Оливский мир и бросят все силы против России. А Москве, одновременно с этими многолетними событиями, во имя укрепления южных границ придётся ещё и настойчиво искать согласия с татарами.
Тем не менее, итог этой затяжной военной кампании для польско-литовского государственного конгломерата станет началом конца. Речь Посполитая лишится Киева и земель, которыми она владела на левом берегу Днепра. И к концу XVIII столетия постепенный упадок королевства приведёт к тройному разделу Польши между Пруссией, Австрией и Россией. И вот тогда уже все украинцы — и правобережные тоже — станут российскими подданными.
За что боролись
В начале XVII в. размер повинностей украинских крестьян перед польско-литовской элитой достиг угрожающих размеров: барщина, оброки продуктовый и денежный, полная зависимость от воли феодала и жестокая кара за неповиновение.

Коронный гетман Конецпольский предписывал своим подчиненным беспощадно расправляться с восставшими крестьянами.
«...Вы должны карать их жен и детей, и дома их уничтожать, ибо лучше, чтобы на тех местах росла крапива, нежели размножались изменники его королевской милости и Речи Посполитой»
Станислав Конецпольский
Великий коронный гетман Речи Посполитой (1632—1646)
Городское население страдало не меньше. На основные доходные промыслы была наложена монополия шляхты. Украинцам был закрыт доступ на производство, их ограничивали в торговле, лишали права участвовать в городском суде и самоуправлении, селиться разрешено было только на окраинах городов. Официальным языком был польский. А Римская Церковь только вдохновляла на ассимиляцию и окатоличивание украинского народа. Дошло до того, что православные церкви строить запретили и всё население поголовно обязали вносить десятину на содержание ксендзов и костелов.
Тяжелое положение Малой Руси усугубляла непрекращающаяся феодальная междоусобица — крестьяне страдали не только от своих панов, но и от постоянных бесчинств соседних наместников. Прибавьте сюда ежегодные грабительские набеги татарских отрядов — ведь Речь Посполитая слабо заботилась о южных пределах, и хищным кочевникам здесь было орудовать проще, чем на укрепленных острогами границах российских земель.
Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона, начало XX века
Первыми против разнузданности шляхты выступили Южная Киевщина, Брацлавщина, Подолье и низовье Днепра — в эти земли стали стекаться не только украинцы, но и белорусы, русские, поляки, литовцы всех сословий. Новосёлы сообща давали отпор панам, католической церкви и оборонялись от татарских набегов. А особо решительные с середины XVI века на островах Днепра, расположенных ниже порогов, объединялись в украинское казачество — своего рода военно- монашеский «орден» со своим уставом, строгим запретом на доступ в Сечь женщин и обязательной чередой испытаний для вступления в сечевое «товариство».

Уже к началу следующего — XVII века — «тамплиеры» Запорожья не подчиняются власти Кракова, держат посольскую связь с Москвой, тесно общаются с казаками Дона и нередко, вопреки воле польской короны, собирают походы против Крымского ханства и Турции.
Чертовский народ
Возглавивший освободительное движение Богдан Хмельницкий, выходец из мелкой украинской шляхты, был опытным воином и образованным человеком. Помимо родного, знал несколько языков — латынь, польский, турецкий и французский. Был хорошо знаком с историей, точно чувствовал настроение своего народа и уверен в необходимости освободительной борьбы. Как и в том, что без помощи извне украинцам в войне с Польшей не справиться.

Богдан Хмельницкий
Гетман Войска Запорожского
Хмельницкий был готов стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на равных правах с конфедератами. Собрав казачьих командиров в Переяславле, гетман спросил, под чьим царём они желают быть — польским, турецким, крымским или православным восточным — рада ответила "волим быть под царём восточным!"

В результате Украина, взятая под государеву руку, была не просто присоединена. Она сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования.
И. Репин «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану»
Всмотритесь в репинских казаков. Хотя, сюжет картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» отсылает нас к другим событиям. Происходили они попозже, лет через 20 после того как Левобережная Украина стала частью России. И относятся они к подданным Правобережной её части, заключившей на тот момент мир с Турцией (что при случае, правда, демонстративно манкировалось казачеством), в состав России, как уже сказано выше, эти земли войдут к концу XVIII века. Но люди, люди-то те самые! Разудалые, сметливые, дюжие шутники и лихие вояки сами определяющие, кому служить и где голову сложить.
«Ну и народец же!— писал Илья Ефимович Репин своему другу Владимиру Васильевичу Стасову. Летом 1878 года художник с упоением работал над «Запорожцами» в подмосковной усадьбе Абрамцево —... Взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться — веселый народ... Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»
Свидетели истории
Из «Листа Богдана Хмельницкого, посланного из Черкас царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польским войском и желании украинского народа объединиться с Россией»
«<…> Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить ва­шей царской велможности готовисмо, до которогосмо з най- нижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слитно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдае­мо. Дат с Черкас, июня 8, 1648.»

Воспроизводится по: Воссоединение Украины с Россией: Доку­менты и материалы: В 3 т. Т. 2. М., 1953. № 12. С. 32-34.
Из «Отписки путивльских воевод А. Литвинова-Мосальского и И. Уварова в разрядный приказ по расспросным речам казака И. Павлова о решении рады украинских казаков просить русское правительство принять их в русское подданство»
«<…> И собралося черкас в Корсуни з гетманом с Ондрюшею Деденком в 2000 человек, а были из городов лутчие люди, от Белые Церкви полковник Дацко, а с Чег[и] рина полковник Тараско, ис Корсуни полковник Миско Пиваваренков, ис Переясловля полковник Олихвер, из Лубен полковник Лавринко, ис Черкас войсковой судья Яцына, из Жолнина войсковой же судья Гиря, ис Киева сотник Кизым и изо всех городов. И приговорили в раде, что им от крестьянские веры не отступить: будет на них ляхи наступят, а их мочи не будет и им бить челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии, чтоб государь их пожаловал, велел принять под свою государскую руку, а они, белорусцы и черкасы, учнут за свою веру стоять по Днепр. <…>

Да и киевской митрополит Исайя им, черкасом, о том говорил, чтоб они от крестьянские веры не отступали, а он, митрополит, за них, за белорусцов, учнет бить челом и писать ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и к отцу ево государеву к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии, чтоб они, государи, их, белорусцов и черкас, пожаловали велели принять под свою государскую руку, и по ево де прошенью государь и святейший государь патриарх их пожалуют, под свою государскую руку примут и веры их не дадут нарушить. Потому в раде и приговорили, что бить челом государю.

На об. л. 358 отметка о подаче: 141-го ноября в 5 день путивлец сын боярской Семен Золотарев. В Розряд»
Воспроизводится по: Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы: В 3 т. Т. 1. 1620-1647 гг. М., 1953. № 74. С. 129.
Из «Решения Земского собора о воссоединении Украины с Россией»
«1653 г. октября 1

<…> А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий б государь для православные християнские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. <…>»
Воспроизводится по: Воссоединение Украины с Россией; Документы и материалы: В 3 т. Т. 3. 1651-1654 гг. М., 1953. № 197. С. 406-414.
Из «Листа Богдана Хмельницкого, посланного из Переяслава царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за воссоединение Украины с Россией»
«1654 г. января 8

<…> Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малые Русии самодержцу (п. т.) и иных многих государств государю и обладателю вашему царскому величеству Богдан Хмельницкой, гетман Войска Запорожского, и все войско Запорожское низко до лица земли челом бьет.

Богу милостивому и вашему царскому величеству велико благодарим, получивше ныне, что от веку жадали есом, промыслом Божиим и милостию неизчетною вашего царского величества. Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкой, гетман Войска Запорожского, и все Войско»

Воспроизводится по: Воссоединение Украины с Россией; Документы и материалы: В 3 т. Т. 3. 1651-1654 гг. М., 1953. № 197. С. 406-414
Made on
Tilda