Зов славянских предков
«Родовая память есть в каждом человеке. Только в ком-то она спит глубоким сном. А в ком-то пробуждается…»
О проблемах и традициях корреспондентам «НацАкцента» рассказали те, в ком родовая память жива — представители петербургской общины «Велесье»
Чучело Марены
Огненные языки поглощают чучело Марены. Несколько секунд – и нарисованное угольком лицо исчезает в дыму. Люди в народных костюмах стоят по кругу и благоговейно наблюдают за происходящим. Это не съёмки фильма о славянской древности. Это петербургская община «Велесье» проводит весенний обряд «Комоедицы». На поляне преобладает молодежь до тридцати: суровые и не очень бородачи, кокетливые молодые девушки, мальчик лет пяти, бегающий между деревьев с маленьким свистком.

Сжигание символа Зимы – кульминация обряда. Сначала все идут по тропинке под звуки бубна. Замыкает процессию молодой парень Добрыня с Мареной в руках. Затем каждый участник процессии в одиночестве проходит между двух деревьев и что-то говорит почти шепотом, должно быть, приветствуют богов. Это действие символизирует переход в иной мир, где обитают боги и духи предков.
После того, как чучело Марены обратилось в пепел, мужчины встают парами в ряд, сцепляют руки и зовут девушек «полетать». Тут же образовывается хихикающая очередь. Ложишься на руки двух первых пар, и тебя подкидывают, пронося дальше. В конце стоит мужчина, который ловит «летунью» и возвращает ее на землю.

Кто-то кричит: «Пора солить девчонок!». Тут же все разновозрастные девчонки с криками разбегаются кто куда. Через пару минут нас догоняют двое парней и посыпают снегом. Стоим под деревом, отряхиваемся, а всем пробегающим мимо кричим: «Нас уже посолили».
Конец обряда – медитация. Разбиваемся по семь человек, кладём руки друг другу на плечи, один из нас встаёт в центр и начинаем пропевать слово «род». Мужские и женские голоса гармонично сочетаются. Не унисон, но, вероятно, терция.

А после обряда – импровизированный праздничный стол с блинами, пирогами и даже копчёными колбасками. Традиционные русские кушанья поданы в пластиковых контейнерах и коробках.

Эти люди – обычные петербуржцы, их работа зачастую никак не связана с русской народной культурой. Но есть среди них и те, кто ушёл в фольклор с головой.
«Родителям понравилось, вот меня так и назвали»
В кафе входит молодой парень богатырской внешности: высокий, широкоплечий, улыбчивый и на вид очень добродушный. Приглядываюсь и узнаю в нём Добрыню – того самого «мареноносца», который замыкал процессию во время обряда.

– Имя настоящее, – смеётся он. – Родителям понравилось, вот меня так и назвали.

Добрыне Валееву 19 лет. Он учится в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики и профессионально режет по дереву.
– Дедушка у меня занимался резьбой. Мне эта работа казалась нудной, не нравилась, – вспоминает Добрыня. – Но в какой-то момент как будто что-то щёлкнуло: взял нож и палку. Посидел, построгал, думаю: «Прикольно, легко». А потом захотелось сделать маленькую фигурку. Получилось ужасно коряво, я её сжег. Дедушка заметил, что меня потянуло к деревяшкам, дал несколько резцов и немного палок.
Мой собеседник родился в деревне Гостилицы – маленьком населённом пункте в Ленобласти, где, кстати, началась операция по снятию блокады. Когда наш разговор зашёл о ней, Добрыня оживился, стал говорить быстрее и вдохновеннее:

– Моя деревня мне помогла в вовлечении в культуру. Она с богатой историей, очень старая, ей более 700 лет. У нас там стоит дворец Петровских времен, хоть и разбитый, войны всё-таки потрепали, но всё равно – огромное достояние культуры. Я лазал там везде, где только можно, пока его вандалы не разгромили окончательно. Поднимался на второй этаж, спускался в подвал. Страшно, потому что кирпичи могут обвалиться в любой момент: приходилось разговаривать только шёпотом.
Сейчас Добрыня, не только профессиональный резчик по дереву, но и завсегдатай всевозможных реконструкторских фестивалей. Сам себя он считает приверженцем исконной народной культуры и родноверия.
– Христианство – это не исконная русская вера, это насаждённое, – говорит он. – Не секрет ведь, что Русь крестили насильно. Сейчас, конечно, у каждого есть свой выбор, но не стоит забывать, что наши корни – там, в язычестве.

Под конец беседы Добрыня спрашивает, настоящая ли у меня фамилия на страничке «Вконтакте» – Тюрина. Говорю, что да. Оказалось, Тюр – бог в скандинавской мифологии, сын Одина и брат Тора. Что ж, такая трактовка видится мне более солидной, чем от «тюри» – еды из хлеба с водой, молоком или квасом.
Флешка в швейной машинке
Вхожу в один из типичных питерских дворов. Меня встречает девушка, настоящая «русская краса» – «чёрны брови, чёрны очи». Одета в стилизованный тёмно-зелёный сарафан с вышивкой и в тон ему закрытый головной убор с теми же узорами, под которым спрятаны волосы. Такие наряды в ходу на фестивалях, но чтобы увидеть его в самый обычный четверг на улице…
Анна Козлова ходит так каждый день, она – руководитель мастерской современной славянской одежды «Веха», в которой и создаются народные шедевры.
– Камнями пока никто не закидывал, – улыбаясь, говорит Анна, – но оглядываются, подходят. В основном женщины. Видно, что они хотят быть женственными, статными. А вот мужчины редко подходят, особенно русские. Зато восточные – очень уважительно относятся. Они чтят свои традиции.

Анна проводит экскурсию по своей мастерской. На стенах и полках – гайтаны – шейные украшения из бисера, узорные тканые пояса. Но больше всего в этом царстве народного творчества удивляют современные технологии! Узоры на рубахе делала машина.
Иголка скачет – вверх-вниз – движется дальше, оставляя за собой красные кресты на белой льняной ткани. А управляет процессом специальная компьютерная программа на флешке.

Эти технологии, пожалуй, лучше всего показывают, чем занимается Анна. Нет, она не мечтает вернуть прошлое, а доказывает, что оно легко вписывается в наше настоящее и даже будущее.

– Родовая память есть в каждом человеке, – убеждена Анна. – Только в ком-то она спит глубоким сном. Но сейчас, наверное, время благодатное: во многих она пробуждается.
Девушка убеждена в том, что общество без прошлого – это «дерево без корней». А сейчас многие, увы, имеют неправильное представление о народной культуре.
– Нам очень хочется, чтобы русский человек не стеснялся своей национальной идентичности, – поделилась хозяйка мастерской, – и с гордостью носил свою одежду.
Для малых народов естественно на праздники надевать национальный костюм. А много ли людей вы видели на наших праздниках в русском костюме?
Возникает вопрос: как приобщить массы к культуре предков.
– Не всё так плохо на самом деле, – уверена Анна. – Сейчас много проводится праздников и фестивалей различных: военно-исторических, фольклорных… Вообще каждый должен делать то, что у него лучше всего получается. Вот я – на своём месте.
Гусли, кино и корабли
Скромно стучусь в дверь, захожу. Меня уже ждёт улыбающийся человек – статный, мужественный, с яркими голубыми глазами и густой чёрной бородой. Он просит подождать минут 20.

Сергей Кашин-Свешников проводит урок игры на гуслях. Разучивают «Вдоль по морю». Заслушиваюсь, несмотря на то, что новички играют небольшими тактами, постоянно сбиваясь, а Сергей терпеливо их поправляет.
– Традиция игры на гуслях забыта, – говорит он после занятия, – а ведь на них можно играть с тем же успехом, что и на гитаре. Она просто более популяризирована, начиная годов с 60-х. На гуслях сложнее играть, они лет на 800 старше. Популярная музыка на них не играется, а тяга у людей есть.

Сергей создаёт авторские песни в той манере, в какой их пели наши предки. А ещё работает над записью «Слова о полку Игореве». Какие-то части на современном языке, какие-то – на древнерусском.
– Современный язык всё же ближе обычному человеку, – объясняет Сергей. – А хочется, чтобы в конечном итоге люди на древнерусском слушали. Ближе к традиции.
Мой собеседник поёт, играет на гуслях и… строит суда.

– Первый корабль нам подарили, а мы его только реставрировали, – говорит он. – В какой-то момент мы познакомились со шведом, который знал, как создавать корабли. Мы пригласили его сюда, он приехал с чертежами. Мы тоже ездили в Швецию, обучались. И вот, один из результатов – шестивёсельная шведская ладья, 8,5 метров. Швед умудрился на этой лодке дойти до Смоленска.
А ещё Сергей снимался в кино. Был каскадёром в художественных фильмах, участвовал в сценах сражений на мечах.

– Мне кажется, сейчас люди стали больше интересоваться народной культурой, – сказал он под конец нашей беседы. – В «Голосе» частенько проскальзывают фольклорные исполнители. Это тоже показатель, что народная культура растёт, видоизменяется, находит другие способы подачи.

Или вот пример: купить гусли пять лет назад было сложно, а сейчас уже есть целые производства. Главное – желание.
Новоязычники: подальше от политики, поближе к «крыше»
Как войти и вылететь из Круга, что воруют на славянских фестивалях и когда появится армия кришнаитов? Лидер родноверческой общины «Велесье» рассказал о том, каково это: быть язычником в XXI веке.
Как стать своим?
Лавка славянских товаров «Горыныч», тихое и спокойное местечко, спряталась на втором этаже станции технического обслуживания. Рубахи с орнаментом, боевые топорики разного калибра, глиняные братины и серебряные подвесы. Этакий интернет-магазин для древнего человека: здесь всё, что могло понадобиться в IX веке. Хозяин лавки, Дмитрий Патриотов, с юности работал здесь автослесарем. В 20 лет Дмитрий перестал исповедовать христианство, снял крестик и стал искать ответ на вопрос – «Что было до Иисуса?». Родноверие для него – способ вернуться к своим истокам.
– Классическая беда любого носителя веры – незнание постулатов. Я не был знаком с главными канонами христианства. Попав в круг людей, которые имели альтернативную точку зрения о вере, я открыл для себя нечто «до».

Открытые лекции Русского Географического общества в педагогическом университете имени Герцена, языческая литература и создание первой родноверческой общины – за год Дмитрий изучил эту сферу вдоль и поперёк. Вместе с единомышленниками четыре года назад он создал общину «Велесье», формально открытую для любого желающего. С одной оговоркой – люди должны понимать, куда и зачем идут. На вопрос «Как попасть на закрытую встречу?» Дмитрий закатывает глаза и говорит: ждём людей просвещённых.

– Кришнаитов, например, постоянно можно найти у станции метро «Чкаловская»: они ищут новичков и зазывают их на свои встречи. Мы так не делаем.
У нас есть костяк – 11 старейшин-создателей. Это люди первого Круга. Непосредственно участники общины, 65 человек, составляют второй Круг. У них есть права и обязанности, они посещают закрытые сходы общины.
Третий Круг – наши друзья, которые официально в «Велесье» не состоят. Есть открытые сходы, лекции, когда к нам приходят обыватели. Вместе мы отмечаем праздники: Комоедицу, день Ивана Купалы, Велесов день.

Секта или не секта?
На Дмитрии обычная серая толстовка, но её рукава вышиты русским национальным орнаментом. Он устало улыбается, не в первый и последний раз развеивая мифы о язычестве: общинники не ходят в рубахах и лаптях по городу, не возводят в культ объекты природы и…
– Бог – это не тот, кто махает метёлкой и создаёт ветер, а ветер – сам Бог. Перун – это не мечущий молнии дядька, а Бог преодоления, он есть молния, гроза. Нас спрашивают: «Зачем вы молитесь этим столбам?». Бог – это не кумир, а проводник. Есть икона Николая Чудотворца, люди молятся на неё, но они не понимают, что это просто изображение, которое не надо возводить в культ. Когда на нас напали немцы, нас спасли пулемёты, а не молитвы.
Секта, субкультура, странная организация – Дмитрий давно перестал опровергать любые домыслы о своём детище. Он полагает, что, произнося слово «секта», человек изначально вкладывает в него негативный оттенок.
– Знаете, что я делаю в таких случаях? Прошу этого человека рассказать мне о структуре секты, что она из себя представляет. Что такое секта? Это конкретная организация, где существуют культ личности, денежные сборы, слежка за участниками, невозможность выйти за ее пределы. А во главе всего – некий представитель Бога на земле. У нас этого нет.
Люди не понимают, как я могу добровольно отдавать свои деньги, чтобы сделать для них праздник, не употребляю алкоголь, занимаюсь спортом. «Да ты сектант», – говорят мне в ответ.
«Крыша» для Белоярёнка
– Питер и Москва – такие города, где влиятельные знакомые есть у любого школьника. Хотя школьник в общину не попадёт, принимаем с 18. У нас есть молодые соратники. Недавно в «Велесье» пришёл сын нашего соратника Белояра. Парню 21 год, но мы называем его Белоярёнком – маленьким, неоперившимся птенцом.

Возрастного ценза в общине нет, но нового члена принимают только по согласию абсолютного большинства. Единственное, что волнует Дмитрия, – культурный уровень новичков. Кто пьет и ругается матом – «вылетают» без права восстановления.
Другая проблема в том, что самих общинников гонят с насиженного лесного места. Здесь влиятельный соратник поможет спастись от штрафа и задержания. Кто они – «крышеватели»? Дмитрий говорить отказался, но намекнул, что люди неплохие.
Крыша – штука хорошая, но от воровства не спасёт и на политическом митинге не защитит.

– Тащат всё: от колец до посуды. Позапрошлым летом проводили фестиваль, на котором состязались общинники. Я орудовал двумя палашами, после боя воткнул один в землю и тут раз – выбегает человек из толпы, хватает моё оружие и след простыл. В лавке «Горыныч» тоже воруют постоянно. Бывшие приятели с автомойки уносят мои фиалки в горшочках. Что касается политики – даже не обсуждается. За участие в митингах и разговоры об этом в общине – изгнание.
3D-модель человеческих отношений
– Женщина – это одна координатная ось, мужчина – другая, а вместе они образуют 3D-модель отношений.

Дмитрий по-домостроевски полагает, что удел женщины – семья и дом, создание уюта. «Платья, цветочки в волосах, обхаживают мужчину». От карьеристок-роботов с удручающе чистой кухней, на которой ничего не готовят, он устал.
У него есть старшая сестра-карьеристка с железным характером. Видеть свою будущую избранницу такой же он не хочет. Ищет спутницу в своих кругах – пока безуспешно.
Но если женщину можно попытаться понять, то кришнаитов – не получается.

– Недавно ходили к ним на собрание. Везде благовония, меланхоличные глаза и, по-моему, они что-то покуривают. Если родновер выйдет защищать с мечом свою землю, то посмотрите на этих. Да и там одни женщины, процентов 70, бегающие под ногами дети, а мужчины какие-то бесплотные. Армии из них никогда не получится.

Иван-чай с мёдом остывает, а Дмитрий размышляет о будущем: община разрастается и – вечный вопрос – денег не хватает. А потом он вдруг улыбается.

– По Гумилеву, цикл пассионарности – полторы тысячи лет, пока в России господствует христианство. Вот через 50 лет придёт наше время. Потом денежный вопрос и порешаем.

Структура языческого обряда
  • Вход
    Община собирается на лесной поляне, проводит обряд очищения: обмахивание мечом, позвякивания бубна и произнесение обрядных слов – «Я (имярёк) вхожу из мира Яви в мир Нави для прохождения обряда с добром и любовью».

  • Крада
    Зажигается крада – жертвенный костёр. После его обливают молоком – символом Млечного пути, на котором живут люди. Сгорая, крада заваливается набок. Считается добрым знаком, если костёр завалился именно в твою сторону. Общинники славят Богов, как правило, тех, которые соответствуют текущей дате по солнечному календарю.

  • Жертва
    После славления Богов общинники передают по кругу хлеб, говоря друг другу добрые пожелания. После этого хлеб отправляется в огонь. В «Велесье» верят, что таким образом пожелания дойдут до Богов.
  • Практики
    Костёр догорает, и начинается время древнеславянских забав. Участники прыгают через костёр, мужчины устраивают кулачные бои, девушки плетут венки.
  • Выход
    «Я (имярёк) выхожу из мира Нави в мир Яви, с добрыми помыслами и ладом в душе», – этими словами заканчивается обряд. Общинники убирают территорию и с «добрым сердцем» прощаются до следующей встречи.
Мнение культуролога
«Постольку архаика и новации всегда находятся в конфронтации, то и здесь миру филистёра и обывателя противопоставлен иной порядок жизни «в общине». Эта общинность внепартийна, но характер тайного общества тут налицо, иначе к чему все эти выходы к обществам вроде кришнаитского, иные контакты с неофитами. С позиции историко-культурной мы наблюдаем все эти попытки обновления, в том числе через веру/древнюю религиозность, в разные эпохи и в нашей стране, и чем неопределённее ситуация «за окном», тем больше эти поиски могут вестись на материале «зова далёких предков». Кто мы, откуда – об этом и космические саги нам говорят, но в школах же не собираются изучать сериалы о жизни в лесу или проводить факультативы по «религии "Звёздных войн"». А если такое и начнётся, значит, новое архаическое сознание «на марше», и через 50 лет проект цивилизации придётся закрывать»


Александр Апыхтин
Кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологии, эстетики культуры и философии СПбГУ
Мнение кришнаита
«Ведическое знание найдёт отголоски и в неоязычестве, и во всех других религиях.

Новоязычники меня интересуют, я бы сходил на обряд. Любопытно, откуда они берут свои знания. Если мы берём кришнаизм, то существует такое понятие, как Гуру-парампара – передача знаний от учителя к ученику. И только когда ученик будет полностью квалифицирован, с полностью очищенным сердцем – тогда передаётся полное знание. У неоязычников, я думаю, вряд ли такое есть.

Самое важное – откуда корни. Говорить о том, что нашему русскому менталитету подходит больше неоязычество – это опять же ярлык повесить. Истинно ведическое знание направлено на то, чтобы дать понять, кто мы такие и каково наше положение здесь.

Мой главный вопрос к приверженцам родноверия: какова конечная цель неоязычества?»

Константин Каширин (духовное имя – Камала Кантха Дас)
Слуга слуг вайшнавов (в народе – последователь кришнаизма)
Мнение пастора
«Язычество — не что иное, как греховные человеческие искушения. В православии существует феномен двоеверия. Христианские, библейские представления соседствуют с чисто языческими пережитками. Церковные праздники приурочиваются часто к астрономическим явлениям (например, летнее солнцестояние, равноденствие), ведь на месте этих христианских праздников когда-то были языческие. В принципе, с точки зрения лютеранской церкви, неважно, когда мы празднуем Пасху или Рождество. Важно то, что мы их празднуем вообще. Писание говорит нам о том, что нужно противодействовать всяким языческим козням и измышлениям, чем мы и занимаемся.

А с тем, что язычество ближе человеку, можно было бы поспорить. С одной стороны, мы видим, что в православии существует двоеверие. В то же время наше коммунистическое прошлое – это же, как говорится, «махровое язычество». Взять нынешнее постмодернистское состояние мира – так это язычество в кубе. Именно поэтому церковь испытывает проблемы, когда говорится: «Да, у каждого человека есть свобода вероисповедания, и это верно, и то верно, кришнаиты смотрят на слона с одной стороны, православные – с другой, а Бог вообще един». Но это всё ложно, потому что Бог-то един, но един объективно. А субъективно у каждого, получается, свой. Но мы знаем, что богов не может быть много. Всё, что не описано в Слове Божьем, – идолы. Это всё язычество».

Александр Кудрявцев
Пастор евангелическо-лютеранской церкви, управляющий церковной недвижимостью
Предсказание погоды на лето-2017 от язычников Петербурга
«Гадание на рунах – древний способ входа в Космос». Это занятие часто практикуется в «Велесье», и некоторые общинники заглядывают в будущее: начиная от прогноза погоды, заканчивая предсказанием планов на жизнь какого-либо человека. Лето-2017, по ожиданиям общинников, будет холодным, а в августе наступит жара.
Авторы
Студенты Высшей школы журналистики СПбГУ
  • Анастасия Бирюкова
  • Дарья Тюрина
  • Галина Рулева
Made on
Tilda