Ашот Айрапетян

Национальный акцент
Ашот Айрапетян
О персоне

Руководитель Центра межнационального сотрудничества

Власти считают, что одними заявлениями "Ребята давайте жить дружно" можно держать межнациональную обстановку под контролем

Родился в Ереване 16 января 1953 года. В 1975 году окончил физический факультет Ереванского Государственного университета, в 1986 году аспирантуру в Институте Атомной энергии имени Курчатова (в Москве). В 1987 году в Москве на ученом совете Института Атомной энергии защитил кандидатскую диссертацию и получил звание кандидата физико-математических наук. В 1993 году вместе с Константином Воеводским и Владимиром Золотавкиным Ашот Айрапетян создал журнал "Новый Вавилон", посвященный межнациональным проблемам.  В октябре 1997 года на базе журнала был создан Центр межнационального сотрудничества, задачей которого ...

Узнать больше
"Работать стало сложнее"

В ноябре 2014 года Центру межнационального сотрудничества исполняется 17 лет.

За это время организация провела в 27 регионах России более 500  конференций, тренингов и семинаров, посвященных предупреждению межнациональных конфликтов и поддержке межкультурного диалога, дружбе и сотрудничестве между народами. "НА" узнал у руководителя Центра Ашота Айрапетяна подробности последнего проекта, в котором участвовали сотрудники органов власти, полиции и лидеры национальных сообществ. 

— Расскажите, пожалуйста, в чем заключался ваш проект. 

— Задачей нашего проекта было обсудить межнациональную обстановку в регионах России, определить вероятность возникновения межнациональных конфликтов, обсудить итоги реализации Стратегии государственной национальной политики, принятой Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666. В ней как раз указана необходимость профилактики межнациональных конфликтов. И еще одна очень важная задача этих тренингов — защита национальных меньшинств. 

Для решения этих задач мы провели ряд учебных семинаров или, как их называют по-другому, интерактивных тренингов в Ярославле, Самаре, Екатеринбурге, Оренбурге и Краснодаре. В Ярославле мы проводили межрегиональные стартовый и заключительный учебные семинары. В результате в реализации проекта принимали участие представители 14 регионов России. 

Должен отметить, что работать стало сложнее. Лет 12 назад, когда мы совместно с Советом Европы в первый раз провели наше межрегиональное мероприятие, в нем принимали участие представители национальных организаций из 22 регионов РФ. Тогда мы их почти не знали. Потом мы организовали межрегиональные конференции и семинары в Москве, Петербурге, Петрозаводске, Калининграде, Смоленске, Краснодаре, Анапе, Пятигорске, Самаре, Ярославле, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске. Сейчас стало значительно сложнее пригласить участников из других регионов, особенно представителей органов власти. 

— А в чем состоит сложность? 

Как правило, с нами работают руководители департаментов и отделов, которые курируют межнациональные отношения в регионах. Сейчас они не в праве самостоятельно принимать решения, все решения принимаются на уровне руководства области. Раньше это происходило значительно легче, и легче было работать. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда представители власти среднего звена хотят принимать участие на наших мероприятиях, хотят, чтобы у них в регионах мы работали, но где-то на уровне руководства области им отказывают. 

— По каким критериям вы выбирали города, в которых проходили семинары? 

— Критерии наши очень прагматичные. Я уже сказал, что работать стало сложнее, а с полицией мы можем работать только при серьезной поддержке органов власти. У нас в России полиция — закрытое учреждение, и по нашим письмам пригласить кого-то на мероприятие, тем более если оно проходит в другом городе, довольно сложно. Поэтому привлечь полицию на семинары мы можем только при поддержке органов власти. Такую поддержку мы получили в Ярославле, Оренбурге, Екатеринбурге. Проблема в том, что мы можем проводить семинары только в тех регионах, где органы власти нам помогают, но как раз в этих регионах нормальная межнациональная обстановка. А в тех регионах, где ситуация более сложная, и где как раз очень нужны совместные тренинги представителей органов власти, полиции и национальных объединении, нам очень сложно работать. Например, в Москве. 

— Как проходили сами семинары? Как вели себя участники? 

— У нас интерактивные тренинги. Мы стараемся сделать так, чтобы участникам было не просто интересно, а очень интересно. Стандартный формат мероприятий по межнациональным отношениям, который широко практикуется в России – президиум, состоящий из представителей органов власти и зал, где сидят активисты национальных объединений, —  не помогает обсуждению проблем, поскольку не предполагает дискуссий. 

Другое дело интерактивный тренинг, в котором участвуют человек 20, нормальные условия — не два часа совместной работы, а 2-3 дня, обсуждение проблем в малых группах, интерактивные и ролевые игры, которые сближают, создают команду из разных людей, дают возможность им близко познакомиться друг с другом, послушать разные точки зрения на разные проблемы. В первую очередь, почему возникают межнациональные конфликты и как надо их разрешать. Например, в Оренбурге и Екатеринбурге мы поменяли местами полицейских и национальные организации и провели игру, где на пресс-конференции они должны были описать межнациональную обстановку в своем городе. Получается не только забавно, но и очень познавательно. 

Самое главное — между участниками создаются неформальные контакты. В конфликтной ситуации надо очень быстро найти людей, которые реально могут помочь. Поэтому на наших тренингах вырабатывается алгоритм действия в критической ситуации. 

Еще была одна важная задача нашего проекта — обмен положительным опытом. Как показал проект, лучше всего с национальными объединениями работают власти Ярославской области. Например, заключительный межрегиональный семинар мы делали в Ярославской области совместно с региональным отделением Ассамблеи народов России. Проходил семинар в здании правительства области, принимали участие в тренинге вице-губернатор области, заместитель мера Ярославля сотрудники прокуратуры, миграционной службы, органы власти и национальные лидеры. И все два дня вели семинар мы, представители неправительственных организаций. Как раз об этом и написано в тексте Стратегии государственной национальной политики — взаимодействовать с гражданским обществом на партнерских условиях, а не так, как мы видим сплошь и рядом —  чиновники сидят в президиуме и рассказывают какие они замечательные, а  задача лидеров национальных объединений им дружно аплодировать. 

Наш опыт показал, что в тех регионах, где власти нормально работают с национальными организациями ситуация значительно лучше, чем в регионах, где это делается формально. Например, Москва — гигантский город. Здесь средств значительно больше, чем в Ярославле, и приезжих больше, и проблем  больше. Но в Ярославской области есть Программа гармонизации межнациональных отношений, которая финансируется и поддерживается, а в Москве такой программы  нет. В Ярославле в наших мероприятиях участвовали  вице-губернатор, заместитель мэра города, а в Москве мы ничего не можем провести совместно с властями. Можно сказать, что в Ярославской области проблем мало, потому что там в основном живут русские. Действительно, 96% там населения русские. По этой логике там вообще ничего не надо делать, раз проблем нет. Но власти Ярославской области правильно понимают важность Стратегии государственной национальной политики. Есть так же хороший опыт в Оренбургской области. Там только 60% русские, протяжённая  граница с Казахстаном. Там тоже межнациональные отношения лучше, чем в Москве, потому что власти обращают серьезное внимание на межнациональные проблемы. Одна национальная деревня чего стоит. Следует подчеркнуть, что результат наших наблюдений полностью совпадает с результатами исследования Центра изучения национальных конфликтов. 

— После проведения семинаров были выявлены какие-нибудь недостатки, характерные для всех регионов России? 

— Общее было то, что большинство представителей муниципальных учреждений вообще не слышали о существовании Стратегии государственной национальной политики РФ и не догадываются, что они отвечают за межнациональную обстановку в своих округах. 

Другая проблема – далеко не везде существуют нормальные партнерские отношения между властями и национальными организациями. Участники нашего заключительно межрегионального семинара определили, что опыт взаимодействия властей и национальных организации Ярославской области необходимо распространить и на другие регионы страны. В Самарской области подобные взаимодействия есть, но они реализуются на среднем уровне властных структур. Чуть выше начинаются красивые слова и бюрократическая волокита. В Краснодарском крае в первый день семинара мы собирали руководителей национальных организаций, и в ходе обсуждения выяснилось,  что в регионе начались определенные отрицательные тенденции. На следующий день, когда в работе семинара принимал участие советник администрации Краснодарского края, большинство из национальных лидеров потеряли дар речи. 

Но самая главная проблема – наши власти считают, что одними заявлениями "Ребята давайте жить дружно" можно держать межнациональную обстановку под контролем. Ни полиция, ни прокуратура, ни органы власти не могут уменьшать уровень ксенофобских настроений в нашем обществе. Этому не помогут и бесконечные совещания и собрания. За улучшение межнационального климата должно взяться само общество. Но очень трудно неправительственным организациям найти финансирование для проектов в сфере межнациональных отношении. Особенно, если эти проекты не сопровождаются щедрыми комплиментами в адрес властей. 

Наш проект показал, что судьба Стратегии государственной национальной политики зависит от того, кто будет выполнять мониторинг межнациональной обстановки в регионах России и по какой методике. Чтобы мониторинг показал реальную межнациональную обстановку, следует проводить несколько независимых исследований с привлечением независимых неправительственных организаций, заинтересованных в самом результате мониторинга, а не в том, чтобы нравиться властям. Я хочу заявить, что вопреки ожиданиям, принятие Стратегии государственной национальной политики не принесло ощутимых результатов. И мы по-прежнему живем по логике "пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.