Юлия Рыбакова

Национальный акцент
Юлия Рыбакова
О персоне

Руководитель Агентства по туризму Республики Коми

Этнособытия нужно правильно презентовать

Руководитель Агентства по туризму Республики Коми Юлия Рыбакова.

Узнать больше
ЭКО через ЭТНО

Православные святыни и очаги cтарой веры, традиционный образ жизни и сохранившиеся народные обряды, вкуснейшая национальная кухня и девственная природа. И всё это в полутора часах лёта от двух столиц! Республике Коми просто на роду написано стать одним из флагманов внутреннего туризма. О перспективах развития туристической отрасли в регионе "НА" поговорил с руководителем Агентства по туризму Республики Коми Юлией Рыбаковой.

- Вы сравнительно новый человек в Коми. В каком состоянии вам досталась туристическая отрасль, как планируете её развивать?

– Работаю в республике около двух лет. Начала, естественно, с анализа ситуации. Надо было понять, какие есть возможности у территории, обозначить приоритеты. В результате сегодня стратегия развития туризма основана на использовании природного и этнографического ресурсов: "эко через этно". Мы уже готовимся к важной дате – столетию республики (2021 г. – Прим. ред.). Стратегический ход – постепенное наращивание интереса: сначала работа на внутрирегиональный рынок, затем – на межрегиональный. А уже на третьем этапе, когда будут сформированы инфраструктура, туристические продукты, тогда – выход на национальные рынки и на глобальную конкуренцию, т.е. иностранных туристов.

– Что-то уже удалось сделать?

– Во-первых, разобрались, каким ориентирам следовать, как позиционировать республику. Во-вторых, удалось заявить о себе на российском уровне: Коми знают. Сейчас основная задача – понять, кто у нас лучше готов к приёму туристов, чтобы определить приоритеты инфраструктурного развития. Конечно, будем заниматься этнопарком (Финно-угорский этнопарк в селе Ыб. – Прим. ред.) и районом вокруг него: близость к Сыктывкару надо использовать, ведь столица республики – главный поставщик внутренних туристов. Важно сейчас – "вырастить" продукты, в том числе "этнокультурные", чтобы интерес у потенциальных посетителей был постоянным, а не эпизодическим. Мы спроектировали несколько решений: на базе этнопарка и в Сыктывкаре, провели стартап. Успешно внедрили локальный продукт – экскурсии-прогулки по Сыктывкару "Легенды лесного города". Прошлым летом провели в селе Ыб туристический лагерь "Ёж". Работаем и с удалёнными от столицы республики районами. Закупили оборудование и организовали тестовые туры на Усть-Цилёмскую горку: сформировали туристический пакет, провели рекламно-ознакомительный тур, привезли журналистов, сделали тестовые продажи. Наш прогноз – это будет хорошо развивающийся продукт. Остальные будем делать по аналогии.

– В Коми много интересных народных праздников. Но на слуху, пожалуй, только горка... Как планируете заманить туристов на другие мероприятия?

– Этнособытия нужно правильно презентовать: искать ёмкие и понятные описания. Например, ответ на вопрос "чем отличается Усть-Цилёмская горка от Луда?" должен быть очень простым. Это отдельная задача маркетологов, пиарщиков, людей, которые должны найти правильные слова. Ведь очень важно не обмануть гостей: название должно сориентировать на тот результат, который человек в итоге получит от участия в заявленном событии. Событийный туризм развивается, и качество событий очень высокое. У нас много уникальных этнографических праздников. Вопрос: как их гармонично увязать в единый этнокалендарь? Успешно вывести этнособытия на туристический рынок – задача ближайших нескольких лет.

– Кто на данный момент основной потребитель туристического продукта Коми?

– В республику приезжает достаточно много гостей из других регионов, но две трети из них – по делам бизнеса. Мы рассматриваем как туристов всех приезжающих. Какая разница, с какой целью приехал человек, если он готов тратить деньги на территории Коми? Удастся заинтересовать такого клиента – он вернётся ещё раз, но уже исключительно с познавательными целями.

А возвратные гости – самые ценные. Иностранный поток пока, конечно, небольшой. Основная же наша целевая аудитория – местные жители. Ведь если не убедить своих путешествовать по республике, как приезжих завлечь?! В первую очередь нужно сделать республику привлекательной для своего населения.

- Потенциал огромный: разносторонний анализ показывает, что спрос на туристические услуги не удовлетворён. Например, серьёзно не хватает предложений в сфере туров выходного дня. В выходные дни все базы забиты! Причём на праздники не просто забиты, а ещё и за огромные деньги.

– Кстати, о ценах. Они действительно немаленькие... Гостей не отпугивает дороговизна большей части туристических продуктов?

– К сожалению, наиболее интересные маршруты априори дороги, так как в далёкие районы добраться можно только по железной дороге. Железнодорожные перевозки сейчас недёшевы. Потому мы разрабатываем маршруты по Республике Коми в сегменте социального туризма. Идея в том, чтобы часть поездки можно было оплатить за счёт субсидий. Первый тур – на Одру, второй – в сторону Воркуты. Ещё хотелось бы охватить Троицко-Печорск – там потрясающе красивые места, но ехать нужно отдельным локомотивом, так что цена сразу взлетает до небес.

– А потенциальные "хозяева" к приёму гостей готовы? Хватает ли в республике квалифицированных кадров?

– Людей надо учить, это естественно. К сожалению, времени на разворачивание масштабной образовательной программы для всех, задействованных в туризме, нет. Поэтому обучаем на ходу. На форумах, семинарах, круглых столах, практикумах, совещаниях пытаюсь с людьми говорить о том, как улучшить те проекты, которыми они занимаются. С муниципалитетами обсуждаем конкретные решения на базе этнографических ресурсов. Получается – обучение в действии. В новую программу развития туризма обязательно заложим обучение.

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.