Второе дыхание

Второе дыхание

Историк Максим Пулькин о пьянстве на Руси

 
 
 
 
24 января 2013 1

Оказывается, чрезмерные или умеренные, у кого как принято, алкогольные возлияния недавно минувших новогодних праздников – это отголоски давних народных традиций. Об отношении к спиртному на Руси "НацАкценту" рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, исследователь "антропологии пьянства" Максим Пулькин:

В XIX веке началась массовая миграция из деревни в города. Там сельских жителей научили не только работать на фабриках и заводах, но и пить. Возвращаясь в родные пенаты, они привозили с собой приобретенные дурные привычки. А ведь изначально употребление алкогольных напитков было редким и разрешалось только в определенные дни. "Выпивали" в деревнях лишь в переломные моменты жизни. Например, на свадьбах или поминках. Все остальное время алкоголь был под строгим запретом. Да и отношение к нему было не в пример нынешнему уважительное - как к удивительному напитку, способному открыть дверь в сакральный мир.

Конечно, у многих российских народов традиционные емкости для алкоголя совсем маленькие. Но этот наперсточек опорожняли огромное количество раз. Очень часто по столу ходил ковш, из которого отпивал каждый. Это был, кстати, такой способ формирования и поддержания группы через коллективное действие. За совместным употреблением спиртного создавались семьи, нарождалась дружба, крепли добрососедские отношения. Но тут парадоксальная ситуация: алкоголь одновременно несет в себе и колоссальный положительный потенциал, и ужасную разрушающую силу. Наши предки знали об этом. И нам, потомкам, об этом тоже забывать не стоит.

Современные люди совсем не так, как их предки, понимают, что такое праздник, застолье. В древности праздник знаменовал завершение одного периода жизни и начало другого. Своеобразное умирание. А как смерть изобразить? Упиться мертвецки! А с утра воскреснуть и возродиться для новой жизни.

 

Материалы по теме:
2688