Кто откуда

Кто откуда

Чиновники не должны регулировать язык СМИ

 
 
 
 
29 декабря 2012 1

Одной из законодательных инициатив, с которыми в последние месяцы активно выступают депутаты Госдумы, стал запрет на упоминание национальности и региона происхождения в журналистских сообщениях о преступлениях. Идея эта уже давно мариновалась в головах законодателей и время от времени всплывала на поверхность. Понять логику депутатов, конечно, можно: примеры, и, к сожалению, кровавые, приводит сам жизнь. Убийство гражданина России по фамилии Агафонов в 2010 году, а также последующие расследование и суд, вызвали волну негодования и имели политические последствия, повиляв даже на предвыборную кампанию Путина, которая во многом и из-за этого случая обратилась к межнациональным отношениям. И все это потому, что в убийстве обвинили выходца с Кавказа Расула Мирзаева. Убийство же офицера МВД Агафонова два года спустя, не стало столь значимым в политическом плане и удостоилось упоминания в СМИ лишь из-за служебной деятельности жертвы и отчасти потому, что он являлся однофамильцем убитого в 2010 студента. А все из-за того, что подозреваемый в этом втором деле носит "некавказскую" фамилию Кованов, а посему мало кому интересен.

Однако очевидно, что если бы запрет на упоминание национальности и региона в СМИ на тот момент уже существовал, это принципиально ничего бы не изменило в развитии истории Агафонова-Мирзаева. Прежде всего, потому, что на происхождение человека можно указать не напрямую, а хотя бы просто назвав фамилию. Можно также пользоваться разными эвфемизмами: "гости с Юга", "представители монголоидной расы", "мигрант из республики СНГ" и т.д. Человеческая речь так устроена, что самое главное в ней - те смыслы, которые хочет выразить говорящий, а уж подобрать нужные слова в обход всех законов в принципе несложно: в языке для этого существует все необходимое.

Скорее стоит задуматься, почему журналисты в некоторых случаях указывают на регион и национальность, рассказывая о преступлениях? Отчего никого не интересует, где именно родился Максим Кованов, но большинство хочет знать, откуда родом Расул Мирзаев? Очевидно, что запрет на указание национальности и региона - это тоже своего рода эвфемизм. Подразумевается запрет на указание определенных национальностей и определенных регионов. Недаром история в этом году всплыла и именно после драки около ТЦ "Европейский", где, согласно наиболее распространенной в СМИ формулировке, подрались "футбольные фанаты и выходцы из Чечни".

Нелогичность такой формулировки, с одной стороны, отражает логику дискурса, принятого в СМИ: для характеристики ситуации и ее героев выделяют самую яркую, самую выделяющуюся и характерную черту. Если бы подрались старики и очень маленькие дети, никого бы не интересовали бы их спортивные пристрастия и национальность, если бы инвалиды и полицейские - наверное, тоже. Но кроме того, эта формулировка и является симптомом существующих в российском обществе межнациональных конфликтов, которые, очевидным образом, проходят по линии Кавказ - остальная Россия. Исторические корни возникновения этого конфликта самые разнообразные: от кавказских войн до усилившейся внутренней миграции. Эти исторические причины уже остались в истории, но тот зажженный фитилек, который не дает конфликту остыть, никто тушить не собирается. И законодатели борются только с последствиями, проявляющимися в СМИ, а вовсе не с причинами.

Про эти подпитывающие межнациональный конфликт явления "НацАкцент" писал неоднократно, и лежат они, прежде всего в политической области, а также в области правоохранительной и судебной системы. Исторически большинству народов России, в том числе и русскому, свойственна толерантность, но отношения между народами ухудшаются, когда одному из них или каждому кажется, что его права ущемляются, особенно когда речь идет об исконной (на определенный период времени) территории. Ущемляются ли чьи-то права или нет - это вопрос, который можно рассматривать объективно при разборе конкретных ситуаций. Проблема в том, что в России практически разрушены институты, которые граждане могут воспринимать как объективные, отражающие их интересы.

СМИ могли бы стать таким институтом, однако доверие к ним в обществе разрушено точно так же, как разрушено доверие к законодательным и исполнительным органам, к полиции, прокуратуре и суду. Запретами это доверие граждан не вернуть. Более того, любые запреты и переходы на эзопов язык это недоверие только усугубят.

В то же время сложно не согласиться, что зачастую СМИ только подливают масло в огонь ища межнациональную подоплеку там, где ее нет. Как же поступать в этих случаях?

Очевидно, что регулирование профессионального кодекса поведения невозможно путем запретительных мер. Для создания журналисткой культуры наоборот надо предоставить представителям СМИ больше самостоятельности, законодательно обеспечить реальную защиту журналистов, честно выполняющих свою работу. Свободу слова не могут обеспечить несвободные журналисты. Ведь свобода журналиста - это прежде всего его ответственность, свободный журналист – это не просто наемный работник.

Однако, к сожалению, сегодняшняя ситуация в России такова, что у журналистов очень мало институциональных инструментов саморегуляции. Зато всегда находится какой-нибудь "большой начальник", которому не терпится поучить журналиста его профессии. А что толку-то?

Путь к свободе и независимости СМИ непрост, но вполне нам по силам. Журналистское сообщество путем "круглых столов", работы гильдий и профсоюзов, повышения квалификации должно само выработать тот язык, на котором нужно говорить о преступлениях: в каких случаях упоминание национальности уместно, а в каких это пустая погоня за несуществующей сенсацией. И такая работа уже началась. Ради этого собственно сотни журналистов из разных регионов страны пару лет назад объединились в Гильдию межэтнической журналистики. Члены Гильдии сами без всяких подсказок вырабатывают этический кодекс журналистов, освещающих межэтническую тематику. И вероятность, что именно этот внутренний добровольный договор профессионалов изменит нынешнюю нездоровую ситуацию намного больше, нежели популистские инициативы законодателей.


Материалы по теме:
2144