Карточный домик

Карточный домик

Несоответствие политической и этнической карты несет России серьезные угрозы

 
 
 
 
Этот материал в сюжете: Протест кумыков
14 декабря 2012 10

Затянувшийся кризис на Восточном Кавказе, противодействие международным языковыми проектами в российской части финно-угорского мира, тлеющий конфликт, связанный со стремлением Татарстана и Башкортостана защитить положения, закрепленные в действующих федеративных договорах и Конституции РФ - национальную политику сегодняшней России я не могу назвать эффективной. В чем же причина этой неэффективности?

В международных отношениях мирное сосуществование и устойчивое развитие достигаются в условиях баланса сил. При этом разные акторы мировой политики создают такую форму взаимодействия, при которой иная система взаимоотношений видится непривлекательной, неэффективной или даже невозможной в силу естественности образовавшейся мозаики взаимоотношений. Кризис же возникает тогда, когда этот баланс нарушается.

Нечто подобное я вижу сегодня в России: на части ее территории идет без преувеличения братоубийственная война, на другой – откровенное давление центра на субъекты с целью сужения их полномочий. О каком мирном сосуществовании можно говорить? Отмечу также, что подобное положение дел не соотносится с федеративными основами нашего государства.  

Сегодняшний межнациональный расклад подобен неправильно собранному пазлу, после сложения которого остались лишние детали. Одна из основных проблем России в том, что этническая карта порой прямо противоположна карте административно-территориальной. В основе существующей система взаимоотношений центра и периферии лежит стремление к абсолютному правлению как таковому, а вовсе не к эффективности.

Кризис самосохранения по-финно-угорски

Пожалуй, наиболее важной проблемой для финно-угорских народов является то, что большая часть их территорий осталась вне государственных образований. Профессор Хельсинкского университета Янне Сааркиви в этой связи отмечает: "Состояние финно-угорских народов разное. Скажем, только около 30% мордвы, проживавшей в СССР, оказались в Республике Мордовия. Это привело к стремительной ассимиляции мордовского населения вне ее и к более низким темпам ассимиляции в самой республике".

Кроме того, по словам финского специалиста, в советское время стимулировалось дробление этнических групп, у которых, в принципе, нет никаких этнических или лингвистических различий. Например, коми были разделены на коми-зырян и коми-пермяков, что привело к развитию двух разных идентичностей у одной этнической группы. Некоторые финно-угорские этнические группы, проживающие в определенных территориях, часто учитываются как русские, хотя это не соответствует действительности. В качестве примера господин Сааркиви привел карел, проживающих в Тверской области. Однако стоит также отметить и любопытный факт, что финно-угорские народы, проживающие в политически более сильных тюркских республиках, зачастую обеспечиваются большими языковыми правами нежели в относительно слабых финно-угорских республиках.

Другой эксперт по финно-угорскому миру - докторант университета Хельсинки Константин Замятин, рассуждая опроблеме сохранения самобытности данных народов, заявляет: "Одним из основных факторов незначительных результатов "национального возрождения" в финно-угорских республиках по сравнению, например, с соседними тюркскими республиками, стало то, что титульные народы там были в меньшинстве и, поэтому, национальные элиты были ограничены в возможности обеспечивать такие проекты достаточными ресурсами и административной поддержкой". В то же время господин Замятин отмечает, что сам факт существования республик имеет важное символическое и практическое значение. Так, по данным переписей населения, числопричисляющих себя к тому или иному финно-угорскому народу за пределами республик сокращается намного более значительными темпами, чем в республиках.

Тюркское противостояние и сопротивление центру

Татарстан и Башкортостан, пожалуй, можно отнести к самым сильным этническим образованиям на территории Российской Федерации. Этот имидж они заработали тем, что успешно справляются с натиском центра, а иногда даже навязывают ему свои  правила игры. Таким образом, тюркские республики часто выступают в роли атакующего, а не только обороняющегося. И это при том, что этническая карта расселения татар и башкир гораздо шире территорий их республик, более того, татар и башкир вне своих республик больше, чем в самих республиках. Последнее центром, скорее всего, видится и как фактор, удерживающий эти республики в составе России.

Кроме того, между Татарстаном и Башкортостаном есть проблемы территориального характера, которые заложены не без участия центра, правда, еще в советские годы. Как рассказал Марат Гибатдинов, старший научный сотрудникИнститута истории им. Ш. Марджани АН РТ: "При образовании ТАССР в 1920 году одним из самых спорных моментов были ее границы. Татарские представители в созданной для решения этого вопроса правительственной комиссии смогли отстоять часть территорий Самарской, Сибирской, Вятской губерний, однако, во включении в состав Татарской республики Уфимского уезда, где так же большинство населения составляли татары, было отказано". Господин Гибатдинов отмечает, что в результате странной перекройки границ к ТАССР отошли 68 тысяч кв. км2 вместо 220 тысяч кв. км по проекту национального штата Идель-Урал (В татароязычной литературе этот термин используется для обозначения всех шести республик Поволжья). Кроме того, ТАССР охватывала около 1,5 млн татарского населения из общего количества 4,2 млн татар, проживавших тогда в России. В состав республики не вошли Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды, где большинство населения составляли татары. В 1922 году они были присоединены к Башкирской республике, что заложило фундамент для трений между Татарстаном и Башкортостаном.

Между тем, башкир также не устраивает нынешнее административно-территориальное деление России. Об этом нам заявил кандидат социологических наук, руководитель общественного Клуба башкирского языка "Туган тел" ("Родной язык") Тимур Мохтаров: "У башкир есть определенные претензии к нынешнему административно-территориальному делению России, так как в 1920-1930 гг. за пределы их республики решением высшего руководства СССР были выведены многие районы с преимущественно башкирским населением". Речь идет об Аргаяшском, Кунашакском и Сосновском районах Челябинской области, Гайском, Кувандыкском и Красногвардейском районах Оренбургской области, где проживает значительное количество башкир. Вопрос о возврате этих территорий в состав Республики Башкортостан безрезультатно поднимался башкирской общественностью в 1980-1990-х годах. В настоящее время башкирское общественное движение "Кук буре" включило возвращение этих, по их мнению, исконных земель в свою программу.  И это не единственные территории, на которые претендуют башкиры. В Минрегион России неоднократно поступали обращения граждан башкирской национальности, проживающих в Свердловской области о том, что эти территории также являются башкирскими.

Укрупнение субъектов проживания коренных малочисленных народов  как угроза исчезновения этнических красок

Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока являются, пожалуй, самой уязвимой группой в вопросе сохранения самобытности, языка и традиционного уклада жизни в силу многих обстоятельств. Не последнюю роль в этом сыграло игнорирование этнической карты региона при проведении административных границ, что привело к трудностям, связанным с сохранением традиционного уклада жизни и традиционных промыслов этих народов. В этой связи Айнана Тагрина, исполнительный директор Этно-радио (на днях стало известно, что оно прекращает вещание), отмечает, что для КМНС вопрос пользования землей и ведения на ней традиционного образа жизни является первоочередным, но в то же время добавляет: "Если рассматривать данный вопрос с точки зрения укрупнения субъектов, то моя позиция категорична – я против, так как это приведет к слиянию разных бюджетов в один, а самое главное – автономные округа потеряют свои привилегии в отношении поддержки коренных малочисленных народов". По мнению госпожи Тагриной, мировой опыт развития разных стран указывает на то, что гораздо проще управлять небольшой территорией: "Считаю, что наша страна, по крайней мере, в отношении КМНС может пойти по принципу создания своих территорий для указанных этнических групп, где, наконец, заработает закон о землях традиционного обитания и о ведении традиционного образа жизни".

Стоит отметить, что КМНС является довольно влиятельной группой, интересы которой активно лоббируются как в стране, так и на международном уровне, а проблемы КМНС часто рассматриваются в общемировом контексте совместно с другими странами, где проживают северные народы.

Черкесский вопрос, балкарская активизация, стремление к автономии ногайцев, казаков и кумыков Дагестана

Черкесская проблема связана с изгнанием черкесского (адыгского) населения из районов побережья Черного моря в 19 веке и заселением этих территорий славянским, а позднее и армянским населением. С приближением Сочинских олимпийских игр черкесский вопрос все активнее поднимается на международном уровне. Черкесская диаспора в Турции, Иордании, Сирии, в странах Европы и США довольно хорошо организована и намерена добиваться признания так называемого "геноцида черкесов". Между тем, стоит отметить, что именно черкесы, находящиеся в диаспоре, стоят в авангарде адыгского движения и задают тон.

Турецкий эксперт  по черкесскому вопросу, историк, автор многочисленных трудов по истории черкесов Джем Кумук отмечает: "Причины сегодняшней нестабильности на Западном Кавказе должны быть проанализированы через призму событий последних 150 лет. В результате этнических чисток, депортации и геноцида в период правления Николая I  и Александра II демографический баланс всего Западного Кавказа был нарушен. Коренное население превратилось в меньшинство". В этой связи Джем Кумук добавляет, что большевики продолжили политику Российской Империи. Этническая политика Сталина, по мнению Кумука, актуализировала различия среди коренного населения, в результате чего общекавказская идентичность уступила локальным. Превалирование же локальных идентичностей (адыгеец, кабардинец, черкес, абхаз, абазин, карачаевец, балкарец) привело к ослаблению  Западного Кавказа как геополитического игрока.

Распад Советского Союза мог бы привести к воссоединению Западного Кавказа, однако, как считает турецкий эксперт, провокации со стороны России и Турции не дали этому произойти. Вопрос возвращения черкесской диаспоры, по его мнению, стал невозможным в силу устраиваемых Россией интриг. В частности, карачаевцы и балкарцы были искусно противопоставлены адыгам (черкесам, кабардинцам) и абазинам. Провокация грузино-абхазского конфликта, пожалуй, была еще одним козырем в руках Москвы. С одной стороны, играя в защитника адыго-абхазов от тюркских народов и грузин, с другой, Москва сделала все от нее зависящее, чтобы черкесская диаспора не вернулась домой.

Балкарский вопрос в целом схож с проблемами кумыков, ногайцев и казаков Дагестана. Во всех случаях имеет место территориальная "экспансия" их соседей, с которыми в соответствии с принципом "разделяй и властвуй" их определили сожительствовать, невзирая на очевидную разницу в менталитете и культуре. Но в то же время, в отличие от балкарцев, кумыки и ногайцы были раздроблены и их территории вошли в состав разных субъектов, в каждом из которых они в численном меньшинстве. Хотя практически вся общественно-политическая жизнь и большая часть экономической активности проходят в кумыкской части Дагестана, кумыки в меньшей степени влияют на происходящее вокруг.На мой взгляд, именно этнокультурная неудовлетворенность побуждает кумыкскую и отчасти ногайскую молодежь уходить в лес под знаменем ислама.

Политика абсолютного правления является причиной проблем практически всех указанных групп населения. Так считает и Джавид Шахвердией, эксперт из Азербайджана, учредитель ИА "Евразия": "Как царская, так и советская Россия занималась перекраиванием территорий так, что на Кавказе тюркские народы (кумыки, балкарцы, ногайцы и азербайджанцы) оказались в меньшинстве на своих территориях, делалось это в том числе и посредством заселения их земель другими этническими группами. Кроме того, стимулировались различия между самими тюрками Кавказа, когда, например, придумывались разные алфавиты". С этим сложно не согласиться, учитывая то, что одни и те же звуки в балкарском, ногайском, кумыкском обозначаются разными буквами, и вряд ли, подобные вещи происходили случайно.

Россия стоит перед лицом больших вызовов. В этих условиях выбор стратегии национальной политики имеет большое значение. Дальнейшее игнорирование этнической карты только усугубит межнациональные конфликты в стране и не позволит ей быть конкурентоспособной в общемировом контексте.

Очевидно, что сложившуюся ситуацию не решить исключительно перекраиванием административно-территориальных границ. В то же время отмечу, что такие меры необходимы в ряде регионов. Кроме того, есть как минимум еще два режима обеспечения этнокультурных прав:

Во-первых, изменить формы государственного устройства некоторых государственных образований, сделав их менее централизованными, в то же время, давая больше возможностей для самоуправления на муниципальном уровне. Скажем, вопрос Таркинской зоны в Дагестане очень показателен в этом смысле.

Во-вторых, необходима информационная кампания о возможностях, предоставляемых Федеральным законом о национально-культурной автономии, в силу того, что многие граждане просто не в курсе о их существовании. Кроме того, в рамках этой же информационной кампании необходимо проведение разъяснительной работы среди муниципальных и государственных служащих на местах, которые очень часто пытаются препятствовать инициативам снизу, с одной стороны, видя в них угрозу, не имея указаний сверху - с другой.  


Материалы по теме:
3488