Карточный домик

Карточный домик

Несоответствие политической и этнической карты несет России серьезные угрозы

 
 
 
 
Этот материал в сюжете: Протест кумыков
14 декабря 2012 10

Затянувшийся кризис на Восточном Кавказе, противодействие международным языковыми проектами в российской части финно-угорского мира, тлеющий конфликт, связанный со стремлением Татарстана и Башкортостана защитить положения, закрепленные в действующих федеративных договорах и Конституции РФ - национальную политику сегодняшней России я не могу назвать эффективной. В чем же причина этой неэффективности?

В международных отношениях мирное сосуществование и устойчивое развитие достигаются в условиях баланса сил. При этом разные акторы мировой политики создают такую форму взаимодействия, при которой иная система взаимоотношений видится непривлекательной, неэффективной или даже невозможной в силу естественности образовавшейся мозаики взаимоотношений. Кризис же возникает тогда, когда этот баланс нарушается.

Нечто подобное я вижу сегодня в России: на части ее территории идет без преувеличения братоубийственная война, на другой – откровенное давление центра на субъекты с целью сужения их полномочий. О каком мирном сосуществовании можно говорить? Отмечу также, что подобное положение дел не соотносится с федеративными основами нашего государства.  

Сегодняшний межнациональный расклад подобен неправильно собранному пазлу, после сложения которого остались лишние детали. Одна из основных проблем России в том, что этническая карта порой прямо противоположна карте административно-территориальной. В основе существующей система взаимоотношений центра и периферии лежит стремление к абсолютному правлению как таковому, а вовсе не к эффективности.

Кризис самосохранения по-финно-угорски

Пожалуй, наиболее важной проблемой для финно-угорских народов является то, что большая часть их территорий осталась вне государственных образований. Профессор Хельсинкского университета Янне Сааркиви в этой связи отмечает: "Состояние финно-угорских народов разное. Скажем, только около 30% мордвы, проживавшей в СССР, оказались в Республике Мордовия. Это привело к стремительной ассимиляции мордовского населения вне ее и к более низким темпам ассимиляции в самой республике".

Кроме того, по словам финского специалиста, в советское время стимулировалось дробление этнических групп, у которых, в принципе, нет никаких этнических или лингвистических различий. Например, коми были разделены на коми-зырян и коми-пермяков, что привело к развитию двух разных идентичностей у одной этнической группы. Некоторые финно-угорские этнические группы, проживающие в определенных территориях, часто учитываются как русские, хотя это не соответствует действительности. В качестве примера господин Сааркиви привел карел, проживающих в Тверской области. Однако стоит также отметить и любопытный факт, что финно-угорские народы, проживающие в политически более сильных тюркских республиках, зачастую обеспечиваются большими языковыми правами нежели в относительно слабых финно-угорских республиках.

Другой эксперт по финно-угорскому миру - докторант университета Хельсинки Константин Замятин, рассуждая опроблеме сохранения самобытности данных народов, заявляет: "Одним из основных факторов незначительных результатов "национального возрождения" в финно-угорских республиках по сравнению, например, с соседними тюркскими республиками, стало то, что титульные народы там были в меньшинстве и, поэтому, национальные элиты были ограничены в возможности обеспечивать такие проекты достаточными ресурсами и административной поддержкой". В то же время господин Замятин отмечает, что сам факт существования республик имеет важное символическое и практическое значение. Так, по данным переписей населения, числопричисляющих себя к тому или иному финно-угорскому народу за пределами республик сокращается намного более значительными темпами, чем в республиках.

Тюркское противостояние и сопротивление центру

Татарстан и Башкортостан, пожалуй, можно отнести к самым сильным этническим образованиям на территории Российской Федерации. Этот имидж они заработали тем, что успешно справляются с натиском центра, а иногда даже навязывают ему свои  правила игры. Таким образом, тюркские республики часто выступают в роли атакующего, а не только обороняющегося. И это при том, что этническая карта расселения татар и башкир гораздо шире территорий их республик, более того, татар и башкир вне своих республик больше, чем в самих республиках. Последнее центром, скорее всего, видится и как фактор, удерживающий эти республики в составе России.

Кроме того, между Татарстаном и Башкортостаном есть проблемы территориального характера, которые заложены не без участия центра, правда, еще в советские годы. Как рассказал Марат Гибатдинов, старший научный сотрудникИнститута истории им. Ш. Марджани АН РТ: "При образовании ТАССР в 1920 году одним из самых спорных моментов были ее границы. Татарские представители в созданной для решения этого вопроса правительственной комиссии смогли отстоять часть территорий Самарской, Сибирской, Вятской губерний, однако, во включении в состав Татарской республики Уфимского уезда, где так же большинство населения составляли татары, было отказано". Господин Гибатдинов отмечает, что в результате странной перекройки границ к ТАССР отошли 68 тысяч кв. км2 вместо 220 тысяч кв. км по проекту национального штата Идель-Урал (В татароязычной литературе этот термин используется для обозначения всех шести республик Поволжья). Кроме того, ТАССР охватывала около 1,5 млн татарского населения из общего количества 4,2 млн татар, проживавших тогда в России. В состав республики не вошли Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды, где большинство населения составляли татары. В 1922 году они были присоединены к Башкирской республике, что заложило фундамент для трений между Татарстаном и Башкортостаном.

Между тем, башкир также не устраивает нынешнее административно-территориальное деление России. Об этом нам заявил кандидат социологических наук, руководитель общественного Клуба башкирского языка "Туган тел" ("Родной язык") Тимур Мохтаров: "У башкир есть определенные претензии к нынешнему административно-территориальному делению России, так как в 1920-1930 гг. за пределы их республики решением высшего руководства СССР были выведены многие районы с преимущественно башкирским населением". Речь идет об Аргаяшском, Кунашакском и Сосновском районах Челябинской области, Гайском, Кувандыкском и Красногвардейском районах Оренбургской области, где проживает значительное количество башкир. Вопрос о возврате этих территорий в состав Республики Башкортостан безрезультатно поднимался башкирской общественностью в 1980-1990-х годах. В настоящее время башкирское общественное движение "Кук буре" включило возвращение этих, по их мнению, исконных земель в свою программу.  И это не единственные территории, на которые претендуют башкиры. В Минрегион России неоднократно поступали обращения граждан башкирской национальности, проживающих в Свердловской области о том, что эти территории также являются башкирскими.

Укрупнение субъектов проживания коренных малочисленных народов  как угроза исчезновения этнических красок

Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока являются, пожалуй, самой уязвимой группой в вопросе сохранения самобытности, языка и традиционного уклада жизни в силу многих обстоятельств. Не последнюю роль в этом сыграло игнорирование этнической карты региона при проведении административных границ, что привело к трудностям, связанным с сохранением традиционного уклада жизни и традиционных промыслов этих народов. В этой связи Айнана Тагрина, исполнительный директор Этно-радио (на днях стало известно, что оно прекращает вещание), отмечает, что для КМНС вопрос пользования землей и ведения на ней традиционного образа жизни является первоочередным, но в то же время добавляет: "Если рассматривать данный вопрос с точки зрения укрупнения субъектов, то моя позиция категорична – я против, так как это приведет к слиянию разных бюджетов в один, а самое главное – автономные округа потеряют свои привилегии в отношении поддержки коренных малочисленных народов". По мнению госпожи Тагриной, мировой опыт развития разных стран указывает на то, что гораздо проще управлять небольшой территорией: "Считаю, что наша страна, по крайней мере, в отношении КМНС может пойти по принципу создания своих территорий для указанных этнических групп, где, наконец, заработает закон о землях традиционного обитания и о ведении традиционного образа жизни".

Стоит отметить, что КМНС является довольно влиятельной группой, интересы которой активно лоббируются как в стране, так и на международном уровне, а проблемы КМНС часто рассматриваются в общемировом контексте совместно с другими странами, где проживают северные народы.

Черкесский вопрос, балкарская активизация, стремление к автономии ногайцев, казаков и кумыков Дагестана

Черкесская проблема связана с изгнанием черкесского (адыгского) населения из районов побережья Черного моря в 19 веке и заселением этих территорий славянским, а позднее и армянским населением. С приближением Сочинских олимпийских игр черкесский вопрос все активнее поднимается на международном уровне. Черкесская диаспора в Турции, Иордании, Сирии, в странах Европы и США довольно хорошо организована и намерена добиваться признания так называемого "геноцида черкесов". Между тем, стоит отметить, что именно черкесы, находящиеся в диаспоре, стоят в авангарде адыгского движения и задают тон.

Турецкий эксперт  по черкесскому вопросу, историк, автор многочисленных трудов по истории черкесов Джем Кумук отмечает: "Причины сегодняшней нестабильности на Западном Кавказе должны быть проанализированы через призму событий последних 150 лет. В результате этнических чисток, депортации и геноцида в период правления Николая I  и Александра II демографический баланс всего Западного Кавказа был нарушен. Коренное население превратилось в меньшинство". В этой связи Джем Кумук добавляет, что большевики продолжили политику Российской Империи. Этническая политика Сталина, по мнению Кумука, актуализировала различия среди коренного населения, в результате чего общекавказская идентичность уступила локальным. Превалирование же локальных идентичностей (адыгеец, кабардинец, черкес, абхаз, абазин, карачаевец, балкарец) привело к ослаблению  Западного Кавказа как геополитического игрока.

Распад Советского Союза мог бы привести к воссоединению Западного Кавказа, однако, как считает турецкий эксперт, провокации со стороны России и Турции не дали этому произойти. Вопрос возвращения черкесской диаспоры, по его мнению, стал невозможным в силу устраиваемых Россией интриг. В частности, карачаевцы и балкарцы были искусно противопоставлены адыгам (черкесам, кабардинцам) и абазинам. Провокация грузино-абхазского конфликта, пожалуй, была еще одним козырем в руках Москвы. С одной стороны, играя в защитника адыго-абхазов от тюркских народов и грузин, с другой, Москва сделала все от нее зависящее, чтобы черкесская диаспора не вернулась домой.

Балкарский вопрос в целом схож с проблемами кумыков, ногайцев и казаков Дагестана. Во всех случаях имеет место территориальная "экспансия" их соседей, с которыми в соответствии с принципом "разделяй и властвуй" их определили сожительствовать, невзирая на очевидную разницу в менталитете и культуре. Но в то же время, в отличие от балкарцев, кумыки и ногайцы были раздроблены и их территории вошли в состав разных субъектов, в каждом из которых они в численном меньшинстве. Хотя практически вся общественно-политическая жизнь и большая часть экономической активности проходят в кумыкской части Дагестана, кумыки в меньшей степени влияют на происходящее вокруг.На мой взгляд, именно этнокультурная неудовлетворенность побуждает кумыкскую и отчасти ногайскую молодежь уходить в лес под знаменем ислама.

Политика абсолютного правления является причиной проблем практически всех указанных групп населения. Так считает и Джавид Шахвердией, эксперт из Азербайджана, учредитель ИА "Евразия": "Как царская, так и советская Россия занималась перекраиванием территорий так, что на Кавказе тюркские народы (кумыки, балкарцы, ногайцы и азербайджанцы) оказались в меньшинстве на своих территориях, делалось это в том числе и посредством заселения их земель другими этническими группами. Кроме того, стимулировались различия между самими тюрками Кавказа, когда, например, придумывались разные алфавиты". С этим сложно не согласиться, учитывая то, что одни и те же звуки в балкарском, ногайском, кумыкском обозначаются разными буквами, и вряд ли, подобные вещи происходили случайно.

Россия стоит перед лицом больших вызовов. В этих условиях выбор стратегии национальной политики имеет большое значение. Дальнейшее игнорирование этнической карты только усугубит межнациональные конфликты в стране и не позволит ей быть конкурентоспособной в общемировом контексте.

Очевидно, что сложившуюся ситуацию не решить исключительно перекраиванием административно-территориальных границ. В то же время отмечу, что такие меры необходимы в ряде регионов. Кроме того, есть как минимум еще два режима обеспечения этнокультурных прав:

Во-первых, изменить формы государственного устройства некоторых государственных образований, сделав их менее централизованными, в то же время, давая больше возможностей для самоуправления на муниципальном уровне. Скажем, вопрос Таркинской зоны в Дагестане очень показателен в этом смысле.

Во-вторых, необходима информационная кампания о возможностях, предоставляемых Федеральным законом о национально-культурной автономии, в силу того, что многие граждане просто не в курсе о их существовании. Кроме того, в рамках этой же информационной кампании необходимо проведение разъяснительной работы среди муниципальных и государственных служащих на местах, которые очень часто пытаются препятствовать инициативам снизу, с одной стороны, видя в них угрозу, не имея указаний сверху - с другой.  


Материалы по теме:
2832
Комментарии
Klinbain , 14 Дек 2012, 16:11
0

"не решить исключительно перекраиванием административно-территориальных границ" - т.е автор фактически не исключает это самое перекраивание границ! Можно только в страшном сне представить, что в стране начнется после таких методов "приведения в соответствие этнической и политической карт":(((( А еще странно, что автор апеллирует исключительно к экспертам из определенных зарубежных государств, известных своей давней "дружеской" идеологической активностью в отношении России. Невольно вспоминается выражение:"Ты кто такой? Давай, до свидания!"

Deutsch , 14 Дек 2012, 16:37
0

То есть войны, которые идут в Дагестане и КБР можно и стерпеть? Насчет авторов тоже очень странно. Там ссылки на 4 российских экспертов (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чукотка) и только на 3 экспертов из других стран (Финляндия, Турция и Азербайджан). Давайте не про "дружественные" страны, а по сути! Вы считаете, что по финно-уграм, тюркам или черкесам сказали неправду?

ufasipailovo , 15 Дек 2012, 15:20
1 ↑

один из лучших Анализов, понятно что шовинистов он никак не устраивает. Поставили сюда: vk.com/tatar_bozqurd

Klinbain , 17 Дек 2012, 16:02
0

ufasipailovo, а Вы всех, кто против развала России сразу причисляют к шовинистам? Теперь отвечаю на вопросы уважаемого Deutsch. Ваши претензии принимаю лишь частично - в части эксперта из Татарстана. Тот, кого Вы, возможно, предполагали представителем Удмуртии, обозначен как "докторант университета Хельсинки" и если погуглить пару минут, то становится слишком очевидно, что вся его "экспертная активность" происходит на семинарах в Эстонии, Финляндии и т.д. Странно, когда лидера национальной общественной организации называют "экспертом" - это я о т.н. эксперте из Башкирии. Как правило, активисты склонны искажать действительность, чтобы показать свой народ самым большим страдальцем. Это важная (м.б. даже и нужная), но все-таки другая роль, нежели эксперт, который должен хотя бы видимость объективности изображать. Теперь насчет т.н. чукотского эксперта, который тоже никакой не эксперт, а вполне себе предприимчивая девушка. Она блестяще конвертировала своё частичное чукотское происхождение в разного рода гранты с шестью нулями, как в Париже, так и в Москве и продолжает это делать. Последнее место работы - исполнительный директор московской интернет-радиостанции "Этно-радио". К традиционному образу жизни аборигенов эта милая барышня отношения никогда не имела. А ведь в Анадыре есть ученые, которых без всякой натяжки можно было бы назвать экспертами в этой области и поинтересоваться их мнением. Почему этого автор не сделал, можно только догадываться... На сем корректирую свое мнение с учетом Вашего замечания следующим образом: автор статьи апеллирует в соотношении 6 к 1 к экспертам, тесно связанным с определенными зарубежными государствами, известными своей давней "дружеской" идеологической активностью в отношении России. "войны, которые идут в Дагестане и КБР можно и стерпеть?" - нет, это терпеть нельзя. Но разве новые войны, которые предлагает развязать автор статьи смогут потушить уже существующие? "Вы считаете, что по финно-уграм, тюркам или черкесам сказали неправду?" - сказали половину правды, которая, как известно, хуже лжи.

VNV , 17 Дек 2012, 18:29
1 ↑

"...изменить формы государственного устройства некоторых государственных образований..." - конец цитаты. Правильно. НИКАКИХ ПЕРЕДЕЛОВ национально-территориальных границ - ПОЛНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ! Поражаюсь, как долго русские не понимали и терпели бредовость федеративного устройства России! Татарстан - 53% татар. Государственное образование с конституцией и титульным народом. Удмуртия - 30% удмуртов. Государственное образование с конституцией и...собственной нацией! Хакассия - 12% хакассов. Государственное образование с конституцией. В условиях, когда русский народ составляющий 80% всего населения НИГДЕ не обозначен ни как титульный народ, ни как нация и не имеет собственной конституции юридическое присутствие вышеуказанных титульных народов, титульных наций с собственными конституциями выглядит для него чистым ОСКОРБЛЕНИЕМ! Поэтому - НИКАКИХ РЕСПУБЛИК. НИКАКИХ ГРАНИЦ. НИКАКИХ КОНСТИТУЦИЙ. Только национально-культурные автономии. Для всех. Финита ля комедия, господа!

Deutsch , 18 Дек 2012, 18:44
0

Dear Klinbain, Можно дальше пойти, у профессора Klinbain-a, вообще, нет никаких публикаций и открытого мнения, несмотря на это я, уважая собеседника веду полемику с ним. Я еще раз призываю Вас не фокусироваться на личностях, а говорить по теме, не забалтывать тему околотематическими монологами. По теме все правильно в статье! Не вырезали черкесов? Не заставили большую часть бежать? Не давят на Татарстан или Башкортостан? В чем по Вашему причины, например, гражданской войны в Дагестане? Вам не кажется, что в Дагестане попытались собрать очень разные народы и стравили их друг на друга. С 1990х кричат казаки, ногайцы и кумыки, о том, что не хотят быть частью Дагестана, при этом основной силой вооруженного подполья Дагестана являются именно кумыки. По Вашему связи никакой? Или вон лезгины, пока открыто говорят о дискриминации в Азербайджане, поверьте, перейдут и на Россию как только получат автономию в Азербайджане. Юг Дагестана в упадке, что создает благоприятные условия для развития подпольного движения в регионе. Или может Вы возразите, что на финно-угров не давят? Над ними без преувеличения издеваются, обвиняя их в сепаратизме, когда те пытаются что-то делать, чтобы остатки их языков сохранить.

Klinbain , 20 Дек 2012, 14:58
0

Именно по теме в статье все очень тенденциозно. И развернувшаяся дискуссия пока в обратном не убедила. Разве черкесы не имеют целых три республики в составе РФ: Адыгею, Карачаево-Черкессию и Кабардино-Балкарию? Разве Татарстан и Башкортостан не демонстрируют вопиющие формы разгула этнократии во власти и дискриминации других народов России? И кто же тот злой гений, который "собрал и стравил" народы Дагестана? Вы, уважаемый, как их территорию делить-то собираетесь, если там горы и расселены народы как в слоеном пироге? Может, по высоте над уровнем моря?! С 1000 до 1500 метров над уровнем моря будет рутульская республика, с 1500 до 2000 метров - АО горских евреев, с 500 метров до 1 тысячи - республика аварцев, от ноля до 500 метров кумыки и т.д.? Разве это не АБСУРД?!!! Зато у финно-угорских народов давно есть республики и автономии: Коми, Мордовия, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, ХМАО. И кто это на них бедных там "давит", от кого они "остатки своих языков" спасти хотят? Давайте будем честными: часть национальных властителей дум, свою неспособность предложить соплеменникам привлекательный образ современного развития этнической культуры, прикрывают завываниями по поводу мифического "давления" и "борьбы за сохранение культуры". Хорошо, что нормальных и талантливых людей там все-таки больше и делают они без преувеличения потрясающие вещи. Но о таком уровне поддержки культуры, какой есть у упомянутых Вами народов, русским только мечтать остается. Увы.

Deutsch , 21 Дек 2012, 18:25
0

На Кавказе и в тюркских республиках выходные - суббота, вскр (это, видимо, в лучших традициях ислама), они со всей страной отмечают Пасху, они говорят на русском (большинство) лучше, чем на родном, среди них есть такие, которые говорят только на русском, то есть на родном не говорят, и нет таких, кто не говорит по-русски? Русских дискриминируют, но не по этническому принципу, их просто за людей не считают их же власти, не этнические сообщества, а власти! И что самое ужасное, русские готовы принять этот унизительный статус терпилы властей, кроме того, требуют того же от других. Вернее, их направляют, а они ведутся. Как только более пассионарные татары давят на власть, Москва сразу создает негативный тон в отношении татар, и манипулирует русскими, ведь ведутся. Про черкесские республики: а черкесам не нужны три республики, где они везде противопоставлены кому-либо, а где-то их просто не осталось, так как их вырезали и выгнали, им нужна своя единая Черкессия, которая строила бы свои отношения с Москвой на федеративной основе. Вы были в Карелии? Вы знаете, что творится с карельским языком и какую политику Москва ведет против развития этого языка? Насчет Дагестана: вся проблема в том, что это искусственное создание так и не заработало. Там прекрасно все поделено этнически. Все знают, какие районы за ногайцами, кумыками, даргинцами, аварцами, лезгинами и т.д., посему не стоит драматизировать, без знания реалий. Пока не будет хотя бы кантонной федерации по швейцарской модели, в Дагестана не будет мира и порядка. И сопротивляются этим инициативам исключительно власти, так как боятся потерять коррумпированную систему. Если Вы считаете, что русские ущемлены больше, предлагаю объявить татарский федеральным языком, а все русские субъекты преобразовать в русские национальные республики, где вторым официальным будет русским, а первым - общефедеральный язык.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.