Чтобы коррупция не превратилась в стихию

Чтобы коррупция не превратилась в стихию

Межнациональных конфликтов в нашем детстве просто не было

 
 
 
 
9 июня 2012 2

Во многом успех Владимира Путина в период президентской гонки был предопределен тем, что он символизировал национальное единство страны. Теперь же настало время реальных дел , и от того, насколько конструктивно будет выстроена система межнационального взаимодействия и сотрудничества, будет во многом зависеть реальный результат проводимой политики. Национальный вопрос требует как институционального наполнения и реализации, так и формирования новых концептуальных подходов.

Что касается институциональных подходов, то здесь определяющими были две позиции: либо это создание специального министерства, либо формирование координирующей структуры по типу Общественной палаты РФ. На мой взгляд, наиболее приемлемой структурой является Совет национальностей во главе с президентом РФ, в состав которого должен быть включен кто-то из высшего руководства правительства, а также руководители ведомств и министерств, в том числе силовых. Кроме этого, в его состав должны входить представители различных национальностей, а также эксперты и специалисты по национальной проблематике. Участие высшего руководства страны и особенно председательство в нем президента РФ станет, на мой взгляд, ярким проявлением политической воли, свидетельством и доказательством того, что существует реальное, а не формальное, как это было в последние годы, желание всерьез заниматься этой сложнейшей и противоречивой проблемой.

Такой состав Совета национальностей станет для граждан страны доказательством, что от того, насколько конструктивно будет решаться национальный вопрос, во многом зависит политическое, экономическое, социальное и культурное развитие России. Я вообще считаю, что решение национального вопроса сегодня – это вопрос будущего нашего государства.

Первоочередной задачей Совета национальностей должна стать выработка концепции решения национального вопроса в многонациональной России. Вновь выработанная концепция должна быть всесторонне выверенным документом и основана на многовековом опыте России, где отношения между разными народами выстраивались особым образом. Этот опыт может быть интересен другим государствам, прежде всего, европейским, которые сегодня мучительно пытаются выстроить межнациональные отношения с учетом новых реалий и новых вызовов. Национальный вопрос в России – не та проблема, где следовало бы копировать какие-то чужие начинания без учета нашей специфики, это как раз наш позитивный опыт может быть использован в других странах.

Понимаю, что многие будут со мной категорически не согласны, вспомнят все негативные моменты в истории межнациональных отношений в нашей стране. Я тоже знаю и помню негативные проявления, но как быть с тем, что во времена моего детства, которое прошло в Грузии, никто никогда не поставил мне в вину, что я азербайджанец? Я пытаюсь вспомнить межнациональные проблемы в своем классе и понимаю, что их просто не было. После окончания средней школы я переехал в Москву и стал жить, работать и учиться в столице. И, опять же, не припомню ни одного случая из того периода своей жизни, чтобы когда-нибудь вставал вопрос о межнациональной неприязни. А общался я с представителями самых разных национальностей. Мы тогда были молодыми и отчаянными, и если между нами случались какие-то конфликты, то они не имели ни малейшего отношения к чьей-либо национальности. И когда я говорю об опыте, который нужно исследовать и использовать, я имею в виду именно умение проводить и выстраивать политику таким образом, чтобы твоя национальность не являлась для тебя проблемой.

Никто, конечно, не призывает забывать свои обычаи и традиции, но на первом месте должны быть всё-таки принципы общежития и взаимопонимания, уважение к представителям других культур, только тогда у нас все получится. Только вновь научившись жить вместе, мы восстановим уважение к национальным культурам.

Важно также подчеркнуть, что разработка концепции позволит России и руководству РФ отработать новые варианты взаимодействия с национальными элитами как внутри нее, так и в странах постсоветского пространства, снять напряжение, которое то и дело возникает. Законодательное закрепление концепции межнационального развития России создаст возможность прописать "дорожную карту" решения данной проблемы не только в краткосрочной, но и средне и долгосрочной перспективе и станет гарантом спокойствия и безопасности на территории страны. При этом важно, чтобы в концепции были обозначены не только основные тренды решения проблемы, но и прописаны индикаторы ее выполнения в перспективе на ближайшие 5-15лет. Причем должны быть выбраны такие критерии и показатели, которые можно было бы реализовать и проконтролировать. Это очень важное требование, поскольку большинство концептуальных документов прописывает исключительно направления развития, без конкретных показателей, которые необходимо достичь в конкретные сроки.

Стратегия развития национальных отношений в России должна быть комплексом мер, которые будут призваны обеспечить формирование нового статуса России в мире и, прежде всего, среди стран постсоветского пространства. Нельзя сказать, что отношения со странами Ближнего зарубежья складываются у нас ровно, мы то и дело сталкиваемся с попытками дестабилизировать их. Важно выстроить эти отношения таким образом, чтобы, с одной стороны, быть полностью уверенными в том, что наши соседи действительно настроены по отношению к нам дружелюбно, с другой, чтобы отношения с соседями были выгодны России. Мы не должны покупать лояльность соседей себе в ущерб, каждый наш шаг должен быть четко просчитан. На мой взгляд, нам следует во многом пересмотреть отношения со странами Балтии, наверное, многое придется переоценить во взаимоотношениях с Тбилиси. К сожалению, не всегда удается достигнуть полного взаимопонимания с нашими Среднеазиатскими соседями. И здесь концепция межнационального развития может стать важным инструментам в достижении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Разработка стратегической, концептуальной позиции России в решении национального вопроса не покрывает первоочередных мер и задач, которые стоят перед нашей страной. Это, прежде всего, вопрос с мигрантами. Что бы ни говорили противники использования труда мигрантов, но без них нам вряд ли удастся справиться. Мы должны навести порядок в миграционной политике, поскольку в противном случае нас захлестнет волна коррупции с нею связанная, вопиющий произвол трудовых мигрантов, который многие из нас давно уже воспринимают как норму. Что, на мой взгляд, здесь следует предпринять? Во-первых, следует законодательно прописать вопрос амнистии для тех мигрантов, которые приехали в Россию еще в 1990-е годы. Многие из них получили российские паспорта, причем, как выясняется, не всегда законным способом. Большинство из них так и не получили российское гражданство. Думается, что этот вопрос необходимо решить раз и навсегда. Что нам даст легализация мигрантов? Прежде всего, мы наконец разберемся, кто есть кто в нашей стране, сколько мигрантов у нас проживает нелегально, по каким причинам у людей отсутствует российское гражданство. Мы значительно снизим коррупционную составляющую для нечистоплотных чиновников.

Мы не можем закрыть свои границы, следовательно, мы должны выработать другие защитные меры, которые позволят контролировать миграционные потоки. Здесь можно использовать инструменты страхования для туристов, как это делается во всем цивилизованном мире, для трудовых мигрантов, разработав специальный механизм страхования. Страховой полис рабочего мигранта, в виде пластиковой карточки, должен содержать полную информацию о работнике, включая сведения о его семье: родителях, братьях и сестрах, если он женат, то о жене и детях, его фотографию и отпечатки пальцев. Эту карточку трудовой мигрант получает в консульстве РФ своей страны сроком на один год. При пересечении границы мигрант предоставляет карточку соответствующим службам, которые заносят все его данные в специализированную базу, и только после этого ему разрешается на территории страны пребывания жить и работать. И у мигранта должна быть свобода передвижения и возможность работать без регистрации и разрешения на работу. По истечении срока пребывания, то есть одного года, мигрант обязан вернуться на свою родину. Если у него возникнет желание вновь приехать в Россию для продолжения своей трудовой деятельности, он должен опять обратиться в консульскую службу РФ, чтобы заново получить страховой полис мигранта, оплатив его. Стоимость страхового полиса с возможностью использования ее как для идентификации личности, так и в качестве платежного инструмента с обязательным на государственном уровне установленным депозитом, должна покрывать все возможные риски, связанные с пребыванием иностранного гражданина на территории другой страны в течение года. То есть она должна покрывать лечение, а в случае необходимости и затраты на депортацию. Полагаю, что не трудно будет найти ряд заинтересованных страховых компаний и, заключив с ними соответствующие договора, осуществлять подобную практику, благодаря которой мы сможем отслеживать и легализовать потоки мигрантов.

Наконец, нам необходимо создать условия для постоянного мониторинга процессов, связанных с национальной проблематикой, деятельности национально-культурных автономий, средств массовой информации. Это поможет видеть то, что происходит в каждой этнической субкультуре, чтобы государство как можно лучше понимало, какие вопросы волнуют представителей той или иной национальности, как и чем оно могло бы им помочь в решении их проблем. Мы очень боимся подобных практик, считая, что государство тем самым пытается установить тотальный контроль, но, с другой стороны, прежде всего от государства мы требуем решения проблем и возмущаемся, когда оно бездействует. Но для того, чтобы государство делало не спонтанные, а продуманные и выверенные шаги, ему необходимо понимать, что действительно происходит. По моему мнению, мониторинг можно организовать так, чтобы граждане, со своей стороны, тоже имели инструменты воздействия на государство и могли контролировать его действия и политику. Во всем мире это называют демократией. И, коль скоро мы строим демократию, то должны создавать условия для заинтересованного участия каждого гражданина и государства в целом в этом сложном процессе. Только совместными усилиями, распределив между всеми членами общества обязанности и ответственность, можно будет сделать наш интернациональный дом таким, чтобы всем нам хотелось в нем жить.


None

Материалы по теме:
4309