Ауффидерзейн, "дедушка Гитлер"

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Ауффидерзейн, "дедушка Гитлер"

Приветствуя публику в зале суда, Андреас Брейвик вскинул руку в нацистском салюте. Такое же приветствие можно заметить на различных националистических пикетах и митингах. Правда, все меньше их можно увидеть со сцены, а лидеры современных русских националистических движений все чаще заявляют о дистанцировании от скинхедов и неонацистов.

По мнению заведующего отделом анализа динамики массового сознания Института социологии РАН Владимира Петухова, которое он высказал в интервью корреспонденту "НацАкцента", интерес в России к неонацизму практически спал. Молодые люди,  которых можно назвать неонацистами, даже не попадают в социологические выборки, так как их количество меньше статистической погрешности: несколько сотен, а то и десятков на всю страну.

Однако каждый случай, связанный с какой-либо активностью любителей Адольфа Гитлера и его идеологии, попадает в фокус внимания СМИ и правоохранительных органов. Фигура фюрера и вся нацистская атрибутика - это отдельный культурный феномен в современной цивилизации. И далеко не всегда фигура эта вдохновляет на столь кровавые преступления, как это случилось в Норвегии. Рискну предположить, что некоторые другие исторические или полуисторические личности становятся символами не менее страшных убийств, ну а некоторые из них совершают и вовсе без всяких символов, но, по всей видимости, по тем же причинам, - из чувства ненависти или несправедливости, из  одиночества или страха, ради мщения или ради славы. И ритуальные атрибуты таких преступлений остаются лишь атрибутами, а не их истинными причинами. Так, с  именем Наполеона на устах Родион Раскольников пошел убивать старуху-процентщицу, но вряд ли можно считать, что корень этого убийства стоит искать в фигуре французского императора.

Но тем не менее нацизм продолжает привлекать к себе всеобщее внимание.  В России создано несколько, по всей видимости, хорошо финансируемых организаций, направленных на борьбу с нацизмом, все они занимаются какой-то активной деятельностью, пытаются окончательно запретить и  так запрещенную нацистскую атрибутику и разглядеть в окружающем мире нацистскую угрозу.

Неонацизм в своей классической форме - с портретами Гитлера, с  "майнкампфом", свастикой и формой от Hugo Boss - давно превратился в современном мире  в субкультурную эстетизированную молодежную игру, а борьба с ним - в распил денег. Настоящая, опасная ксенофобия, расизм, ненависть к другим приобрели много других форм, не имеющих к неонацизму непосредственного отношения: в нашей стране мы видим и православную и мусульманскую агрессию, ксенофобию футбольных фанатов, ненависть к  людям  другой сексуальной ориентации, насильственную борьбу с властями предержащими. И к историческому нацизму все эти явления имеют такое же примерно отношение, как к другим историческим примерам ксенофобии и социальной жестокости: от инквизиции до Гражданской войны.

Пойдут ли те, кто поздравил "дедушку Гитлера" в Волгограде или нарисовал трафаретный портрет фашистского лидера в Петербурге, завтра убивать представителей другой национальности? Возможно, и пойдут.  Но вряд ли из-за того, что они что-то нарисовали на заборе.  Повышенное внимание к внешним проявлениям неонацизма власти, общественности и СМИ отвлекает общество от реальных причин устойчиво высокого уровня насилия  в нашей стране: нищеты, социального неравенства, неотрегулированной миграционной политики, нарушения прав различных групп  и отдельного человека со стороны властных органов, неработающей правоохранительной и судебной систем, нечестных выборов, наконец.

В эстетике нацизма всегда было много привлекательного, недаром именно она в разные периоды новейшего времени становилась основой субкультурных молодежных течений, а не, например, сталинизм, который также оставил заметный эстетический след, но не сумел приспособить свой большой стиль под нужны индивидуального пользования. Представляется, что сегодня неонацизм в стране, победивший  фашизм, существует исключительно за счет хорошей дизайнерской работы разработчиков нацистской формы. Ну и из-за чрезмерного внимания к ним общества.

Это чрезмерное внимание, очевидно, объясняется  тем, что, в отличие от, например, не менее страшной и отвратительной сталинской темы, нацистская  является абсолютным табу, закрепленным даже на законодательном уровне. Это автоматически превращает приватизированный нацистами солярный символ в запретный плод.

Слава Богу, что в последнее время практически несуществующему уже неонацизму стали уделять меньше внимания. По крайней мере, СМИ и общество переключились к обсуждению куда более реальных опасностей, которые угрожают нашей стране. Перечислять их  смысла  в рамках данной статьи не имеет. А зловещую табуированную фигуру Адольфа Гитлера нужно, как в "Гарри Поттере",  специальным заклинанием превратить в "великого диктатора", созданного рожденным в один день с ним  великим без кавычек Чарли Чаплиным. А затем сказать сдувшемуся фюреру: "Ауффидерзейн, "дедушка Гитлер".


Тэги
Поделитесь статьей