Школа межэтнической журналистики
«Сложное дело – человека мастерим»
Кукла – антропоморфная миниатюра – использовалась не только в детских играх. Она отражала этнические традиции
В Российском этнографическом музее проходит выставка «Волшебный мир куклы». Cпециалисты Этнографического музея Елена Колчина, Ольга Старостина, Лусинэ Гущян, Сакинат Исмаилова и Елена Андреева рассказали студентам петербургской школы межэтнической журналистики об отличительных особенностях кукол народов Сибири, Средней Азии, Кавказа и Поволжья.
Кукла – детская игрушка?
У современных людей куклы ассоциируются, прежде всего, с игрушками для малышни. Тогда как у наших предков куклы в зависимости от ситуации играли разные роли.
Например, у народов Поволжья и Приуралья различают куклу ритуальную, игровую, театральную и демонстрационную. При этом конструкции разных кукол у одного и того же народа могли быть очень близкими или вовсе одинаковыми: миниатюра выступала в разных ипостасях в зависимости от того, какую роль отвел ей создатель.

Ярким примером демонстрационной куклы у народов Поволжья была фигурка в девичьем костюме (иногда даже в праздничном платье невесты), которую сажали на окно дома, сообщая соседям, что скоро в семье состоится свадьба. Или же, напротив, заявляли таким образом, что девушка "заневестилась" и ищет жениха.
Актуальная тема в кавказском регионе – изготовления куклы для вызывания дождя. Обрядовые куклы обязательно должны быть в образе женщины, во время ритуала их нужно окунуть или выбросывать в воду. Игрушку в образе мальчика-всадника клали на могилы парней, не доживших до возраста джигита. Потеря будущего мужчины была настоящей трагедией для всего аула или города.

Кукла для вызывания дождя.
Абхазы, 1920-е годы
Одним из излюбленных способов гадания у девушек кавказских народов был вичаг. В период цветения главная красавица (эта должность была выборной) собирала все украшения с незамужних девиц в своём поселении, клала их в кувшин, заливала водой из семи водоёмов и закупоривала посуду специальной крышкой с куклой. После этого кувшин открывали, и всем девушкам нужно было пройти между куклой и сосудом. Во время гадания сокровища в кувшине нужно было прятать и охранять от парней. Поздно ночью всё та же главная красавица доставала по одному из украшений из сосуда и пророчила судьбу хозяйки. Например, одна могла в этом году найти богатого мужа, а другая серьёзно заболеть.
Кукла на кувшине для гадания. Армяне, начало XX века
Об оригинальных дагестанских куклах, к сожалению, информации практически не сохранилось . Считается, что кукла должна храниться в семье, поэтому в музеях они выставляются крайне редко. Однако некоторые сведения все-таки дошли до наших дней. Например, в день свадьбы кукла шилась из обычной белой ткани. Её украшали старинным золотом, серебром или другими драгоценностями. Свадебная кукла имела сакральный смысл и символизировала продолжение рода. Кукол-девушек делали чаще, чем кукол-мужчин. В дагестанской культуре костюм горца един практически для всех национальностей, а вот женский костюм очень разнообразен.
Игра в куклы
Сейчас игрушки у ребенка меняются в соответствии с возрастом. Наши предки возрастные особенности детей тоже учитывали, но не только их.
У народов Приуралья и Поволжья были специальные куклы для малышей, которые отличались максимальной простотой: легко собирались и так же легко разбирались. Это могла быть палочка, обёрнутая тряпочкой или свёрнутый пучок травы, соломки, листиков. Такую «лялю» давали ребёнку, чтобы он успокоился.
Настоящих кукол в более современном понимании дети получали уже позже. К тому времени детей уже начинали одевать и стричь сообразно полу. Соответственно, и куклы у мальчиков и девочек существенно отличались. Кукла была для ребенка образцом, идеалом, к которому нужно стремиться.
В основном кукол изготавливали в виде пупсов для того, чтобы пробудить в хозяйке игрушки материнские чувства. Такой способ познания помогает в самоопределении. С этой же целью делали кукол, одетых в те же костюмы, что и сами дети. Через игру девочка соотносит себя с куклой, а благодаря её одежде, копирует образ поведения дамы соответствующего статуса и перенимает его на себя. Это помогает ребёнку социализироваться и осознать себя и свою роль.
Кукла в костюме замужней женщины-крестьянки. Грузины-карталинцы, конец XIX – начало XX века
Ассоциативные игры породили новую идею: кукла – идеал, эталон поведения и символ красоты. Например, у тюркских народов были популярны игры в красавиц и принцесс, которые одеты в прелестные костюмы, спят на высоких резных кроватках и имеют большое кукольное приданое. Названия у кукол были соответствующие:
Грузинские:
– Дедопала – царица
– Мочкудиа – барышня
– Швилуко – ребёнок
Армянские:
– Тикник – госпожа
– Пуприк – пупс
В Дагестане большинство игровых детских кукол были тряпичными однодневками: ткань оборачивали верёвкой и отдавали играть ребёнку, а как только ему надоедало - куклу разворачивали.
Передача традиций через поколения
Девочки постарше мастерили кукол сами, маленьким помогали старшие женщины. У большинства народов это были бабушки, реже – старшие сёстры или тётки.
При создании куколки старушки объясняли ребёнку то, что им передавали ещё их бабушки. Так как кукла делалась по образу и подобию представителя этносоциальной группы, создательницы рассказывали, как сделать её максимально красивой в соответствии с представлениями своего народа.
Например, при создании коми-ижемской куклы бабушка говорила: «девушки у нас высокие, статные, белокожие» – и делала скруточку из белой бумаги; «грудь у них пышная» – в кофточку куклы клали немного ветоши или ваты; «талия тонкая, а бёдра полные» – значит, надо поддеть куколке несколько юбок; «прекрасные собой девицы» – кукле повязывали красивую ленточку.
Под эти присказки девочка сама начинала мастерить кукол. Вскоре у неё появлялась целая кукольная семья. Помимо женских образов, конечно же, создавались мужские и детские. И если детали куклы-ребёнка ещё были достаточно проработаны (так же, как и у женской модели), то мужские образы, как правило, были весьма условны: палочка, веточка, камушек. Единственным украшением куклы-мужчины мог быть пояс. Это абсолютно укладывается в русло архаичной традиции: мужчина в прежние времена должен был быть статным, крепким, стройным. А в детских играх он только подразумевался, поскольку в жизни мужчина почти всё время проводил за работой и отца дети видели не часто.
На севере каждая юная мастерица носила с собой сумку, подобную той, что была у матери. В ней хранили всё, что может понадобиться для изготовления куклы: нитки, иголки, бисер, куски ткани. Причём совсем не имело значения, как выглядело то, куда складывали рабочие материалы. Ханты и манси, например, сумку заменяли небольшой берестяной коробкой.
Армянская кукла
Один из самых распространённых видов куклы у кавказских народов – простая веточка: классические крестовины или «развилки» обматывали нитками, формируя тело куклы. Популярными были и веточки на катушке, на косточке и даже на кукурузе. Куклы из этих материалов соседствуют в культуре и с вполне привычными нам шитыми тканевыми.

В Средней Азии были популярны два вида куклы:
– на крестовине, которая делалась из любых подручных материалов, например, камыша или соломы,
– скрутка, при изготовлении которой камышинку оборачивали тканью и скручивали.

Куклы на крестовине характерны для кочевников, угнуров, реже встречаются у оседлых народов, а у туркменов не встречаются вообще.
Этнос определяют по одёжке
Одевали кукол, как правило, в национальные костюмы. Они должны были точно копировать реальные образцы.
Интересный факт: фарфоровые куклы в Дагестане появились для того, чтобы не потерять наследие дагестанских народных костюмов. Миниатюрные точные копии делались с музейных экспонатов: все детали фиксировались, замерялись и уменьшались в несколько раз. Ткани подбирались максимально похожие на оригинал.
куклы в дагестанских костюмах
У кавказских народов куклы в национальных костюмах стали особенно цениться во второй половине XX века, когда появилась новая тенденция: возвращение к своим традициям. Люди стали ходить в европейской одинаковой одежде, а вот кукол одели в традиционные костюмы, которых почти нигде не осталось. Игрушка стала уже не эталонной, а ностальгической, как элемент забытой культуры.
В Средней Азии подавляющее большинство кукол оборачивались в две тряпочки, а сверху на них надевали штанишки (портки), потому что «только славянки ходят с голыми попами».
На узбекских куклах чаще всего высокий головной убор – тюбетейка, нижнее платье, сверху покрывало, сзади косы. На казахских – традиционный костюм молодой женщины: головной убор сукей, камзол и два платья. Куклы мужского пола выглядят значительно примитивнее, потому что в играх используются реже. Даже по размеру они в полтора раза меньше своих "подруг".
В Сибири и на Дальнем Востоке кукла тоже копировала образ человека. В литературе часто упоминается, что халаты женских кукол украшались хрящами, чешуёй и зубами рыб. Дело в том, что по традиции женщины расшивали спинки своих халатов орнаментами из рыбьей кожи. Когда в дом приходили гости, хозяйка старалась повернуться к ним спиной, чтобы показать, какую красоту она умеет создавать.

Канонические запреты
Детские игры обязательно велись в позитивном ключе: инсценировали успешный торг на ярмарке, свадьбу, весёлый праздник. Нельзя было хоронить кукол или «ссорить» их. За этим неусыпно следили взрослые, без надзора дети никогда не играли. Кроме того, строго запрещалось обмениваться куклами: играть можно вместе, но потом каждый должен забрать свою куклу к себе домой. А бабушки никогда не делали куклы для детей из других семей и других народов.
В древности практически у всех народов действовал запрет на изображение лица. Предки русских считали, что в куклу "с глазами" может вселиться некий дух, который начнёт вредить членам семьи. Или же сама семья кого-то подселит в миниатюрку, чтобы навредить другим. Поэтому куклы чаще всего либо делались совсем без лица, либо вместо него вышивали крест.
Сибиряки придерживались того же мнения. Ненцы и угры считали, что у всего, что мы создаём, есть свой дух в потустороннем мире. Этот дух может вселиться в фигурку, на которой есть рисунок, и тогда начнутся беды.

А у туркменов и таджиков практически нет кукол с лицами. Запрет окончательно ушел в прошлое только во второй половине прошлого века. У казахских и кыргызких игровых кукол где-то с середины XIX века просматриваются глазки, бровки, ротик и щёчки. А вот обрядовая кукла сохраняет архаичные черты и по-прежнему «не имеет право на лицо».
Без лица изготавливали и крымско-татарских кукол. На Северном Кавказе практиковалась ромбовидная нашивка. В этом регионе избегание изображения личины связано с распространением исламской традиции. А вот на лицах армянских кукол мастера вышивали глаза, нос, рот и даже щёчки. Персидские куклы тоже улыбались и «стреляли» глазками, но уже нарисованными тушью.
Интересные факты
У некоторых народов куклы особенно отличались от других. В частности, отдельно стоит выделить кукол, которых делали в Сибири и на Дальнем Востоке.
Наиболее архаическими считаются куклы, изготовленные на основе птичьего клюва. Ненцы, к примеру, использовали голову гуся или утки. Считалось, что птицы – невинные существа, которые каждый год улетают на юг, в царство бога. Эта чистота, по поверьям ненцев, и роднит птиц с детьми. Чаще всего куклы из клювов изображали девушек. Птица ведь служила символом плодородия и деторождения. А вот для того, чтобы создать куклу-мужчину, использовали кость горностая, этот зверёк олицетворял мужское начало.
В тех же краях были распространены игрушечные двойники детей, которых мать клала в колыбель, кормила собственным молоком, одевала. Делали это, чтобы обмануть злых духов, "подсунув" им "ненастоящего" младенца. Такую куклу, кстати, нельзя было ломать – по поверью, это грозило малышу смертью.
А вот у народов Приамурья существовал культ близнецов. Если один из новорождённых умирал, его посмертное изображение клали в колыбель к выжившему малышу. Причём было отдельное предписание для случаев, когда из двух разнополых близнецов выживала девочка. Так, выжившая должна была хранить фигурку с изображением умершего брата до свадьбы. А потом отдать её своему мужу.
Познакомиться с кукольными традициями разных народов можно на выставке «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)». Она будет работать в Российском этнографическом музее до 25 августа.
Текст: студенты Школы межэтнической журналистики в Петербурге
Екатерина Опарина, Татьяна Кропотова, Софья Сенич,
Ирина Акишина, Анастасия Филиппова

Фотографии: Софья Сенич, Ирина Акишина, Анна Швецова
Made on
Tilda