ЧЕГО СТЕСНЯЮТСЯ РЕГИОНЫ?
Этнические маршруты на туристической выставке
На стенде казачьей станицы "Атамань"
70 регионов России привезли на туристическую выставку ИНТУРМАРКЕТ-2019 свои предложения. Корреспондент НацАкцента искала среди них следы этнического туризма.
Шли бы вы на … сайт!
Первое, что увидела у входа на выставку: на импровизированной сцене под шумное одобрение зрителей выступали калмыцкий танцевальный ансамбль и алтайские кайчи. Их национальные костюмы вызывали огромный интерес, люди выстраивались в очередь, чтобы сделать селфи. Неужели, это, наконец, произошло?! И в стране, где живут 193 народа, случился прорыв этнотуризма?!
Калмыцкий танец
Надежда оказалась преждевременной. Подавляющее большинство работающих на выставочных стендах вообще не понимали вопроса про этнотуризм в их регионе и после долгих и мучительных попыток «что-то такое вспомнить» предлагали «идти на сайт и самостоятельно там что-нибудь поискать».
При этом с удивлением обнаружила молодых людей, которые искали, куда можно «приехать в выходные с семьей, чтобы необычную культуру посмотреть». Но удовлетворить их запросы могли немногие. Хотя стендов на ИНТУРМАРКЕТе было около сотни.
Скромный центр России
Ближайшие от Москвы регионы центральной России не торопятся знакомить туристов выходного дня из крупнейшего мегаполиса с традиционной русской культурой.
Тула предлагает приехать на чай из традиционного самовара со знаменитыми пряниками и в действительно роскошный музей оружия, но отчего-то «скрывает» уникальную филимоновскую игрушку. Правда, заманивает в ремесленный двор Добродей, где обещает научить четырем народным промыслам.
За всю многообразную народную культуру Рязани отдувается лишь один музей местного Кремля, который приглашает на часовые анимационные программы про именины, каши и свадьбы. Для русского города с 900-летней славной историей явно маловато.
У стендов центральной России
Тверская область тоже про русскость свою умалчивает, но зато хоть гордится своими карелами из Лихославского района. Здесь, оказывается и резиденция главного зимнего волшебника Тверской Карелии – Луми Тайкури, и карельский праздник урожая, и купальская ночь по-карельски.
Очень воодушевилась, увидев брошюру «Маршруты проекта «Коренные народы Ленинградской области». Листаю и с радостью нахожу вепсов, водь, ижору, ингерманландских финнов, тихвинских карел и … На этом все. Русские, коих в Ленобласти почти полтора миллиона человек или 86% всего населения, вообще никак не обозначены. То ли не коренные они там, то ли культуру свою самобытную подрастеряли, то ли какая другая беда с ними приключилась – объяснить это мне на никто на стенде Ленинградской области так и не смог.
Русские из Вологодской области
Креативное Поволжье
Разговор возле стенда Чувашии
В отличие от большинства молодых, а кое-где даже и совсем юных участников выставки, на стенде Чувашии была дама в возрасте. Но выделялась она не только национальным костюмом, но и тем, что в противовес большинству коллег из других регионов, просто соловьем пела об уникальности своего края: легко переходила от памятника трактору к пивным чувашским традициям, вышивке и песням.
Под стать была и делегация Удмуртии, которая и вовсе прихватила на выставку национального деда мороза - Тол-Бабая и сказочного персонажа из удмуртских сказок – смекалистого мужичка Лопшо Педуня. На стендах - девушки в современных, но стилизованных в народном стиле платьях. Вопрос про этнотуры никакого замешательства не вызвал, скорее наоборот, мне тут же рассказали о Гербере и Засольнике, бойко раздавали и событийный календарь республики, и карты гостя республики в придачу с путеводителем, и открытки, где весьма изящно сочетались народные традиции с представлением военно-промышленной мощи региона. Словом, делали все, чтобы девиз «пора путешествовать по Удмуртии» на самом деле позвал в дорогу.
Вообще на Интурмаркете очень чувствовалось, что все республики Поволжья в последнее время всерьез взялись продвигать свою этническую самобытность как туристический продукт.
Путь кочевников
Стенд Бурятии
Вслед за Поволжьем тянутся и буддийские республики – Калмыкия и Бурятия. С хурулами степного края, легендами и вкусами Калмыкии обещают познакомить за 3-4 дня. Здесь манят туристов «душевным равновесием с привкусом полыни на пространстве между христианским и мусульманскими мирами».
Практический каждый из регионов России многонационален, но вот говорить и показывать это гостям решаются не все. На такой регион все же нашелся. За 6 дней тур «Легенды Бурятии» обещает познакомить с многонациональной Бурятией: научат танцевать ёхор и играть в бурятские кости, отвезут к старообрядцам - семейским Забайкалья, дадут примерить национальные костюмы, ну и конечно же накормят национальными блюдами – бурятскими и старорусскими.
Молчаливый Кавказ
Красоты Кавказа
Кавказские республики в основном продвигали лишь свои природные красоты и древние памятники архитектуры, словно стесняясь своей современной культурной самобытности. Осетинские водопады, чеченское озеро Кезеной-Ам, ингушский высокогорный курорт Армхи… Даже маршруты, которые предлагают за 10 дней проехать почти по всем республикам Северного Кавказа этнический компонент старательно замалчивают.
На стенде под многообещающим названием ЭтноАлания две бойкие симпатичные осетинки заманивали в Северную Осетию «звенящей чистотой горного воздуха, радушием и гостеприимством, и подлинным вкусом осетинских пирогов». На поверку оказалось, что этнического во всем этом туре только мастер-класс по приготовлению пирогов.
У стенда Северной Осетии
- Мы у себя давно не ходим в национальной одежде и папахи такие не носим, - с гордостью, как мне показалось, заявила гид Луиза и кивнула в сторону монитора с лихо нахлобученной черкесской. При этом сами девушки были в стилизованных осетинских костюмах.
Холод манит
Оленеводы с их традиционным бытом – главная туристическая приманка Ямала. Здесь смело вплетают ненецкий, хантыйский и селькупский культурный компонент во все маршурты, будь то даже сплавы по ледяным арктическим рекам. Даже флаеры для выставки они сделали в виде чумов.
Якутия привезла недельный маршрут на июньский праздник «Ысыах Олонхо». Причем включает он не только сам якутский новый год, но и Ленские столбы, и алмазный завод.
А в марте здесь специально организуют группы на день оленевода к эвенкам: гонки на оленьих упряжках, национальная кухня, песни-пляски и народные промыслы.
Двое смелых
Казачья станица
Вдалеке от центральных павильонов, обнаружила стенды двух этнопарков. Они были единственными на всей большой выставке и, как оказалось, приехали в Москву самостоятельно. Это казачья станица «Атамань» из Краснодарского края и бурятская «Золотая Орда» из Иркутской области.
Казаки расписывали пряники и приглашали «совершить прыжок в прошлое, чтобы на день стать жителем казачьей станицы»: погрузиться в казачьи традиции, послушать их легенды и отведать казачьей кухни. Едой, правда уже бурятской заманивают в «самую красивую резную юрту России» организаторы «Золотой Орды», обещают национальные забавы и состязания, а также исторические квесты, танцевальные и гастрономические мастер-классы для полного погружения в традиционный быт и уклад народа.

Судя по тому, как успешно идут дела у этих двух проектов за тысячи километров друг от друга и как оживленно толпились возле них люди, тема народной культуры востребована. Но этого пока почему-то упорно не хотят видеть ни большинство региональных начальников, отвечающих за туризм, ни крупные турагентства.
Самые же большие и центральные павильоны на выставке Интурмаркет были у Китая и Греции, которые своей этнической самобытности не стеснялись, а наоборот демонстрировали во всей красе.
Марина Долгих
Made on
Tilda