- В своей работе вы используете 3D-технологии. Знаю, что не все отреагировали однозначно на их внедрение в процесс изготовления башкирского костюма…
- Такая реакция происходит от незнания. Поясню: использование 3D и такого материала, как пластик, позволяет максимально удешевить процесс изготовления костюмов и украшений, которые особенно востребованы у фольклорных, детских, народных коллективов или, к примеру, у участниц конкурса «Мисс Башкортостан». Гибридные технологии позволяют обеспечить максимальное соответствие канонам, 3D-принтер воспроизводит даже мельчайшие детали, а впоследствии мы можем добавить сюда камни и металл – получается быстро и дешево, а главное – внешне неотличимо от подлинного костюма; но, по сути, такие вещи – это реплика.
В каких-то случаях мы используем советские монеты и современные украшения, и такая реконструкция тоже довольно бюджетна. Однако если мы говорим об абсолютном воспроизведении старинного костюма с соответствием не только внешним, но и в плане материала, то здесь речь идет уже о полной реконструкции: используются настоящие драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, старинные монеты; соответственно, о тиражности и бюджетности речь уже не идет.
Я отвечу на главный вопрос – почему 3D-технологии? Потому что именно они в силу облегчения процесса производства и, как следствие, массовости способствуют возрождению и росту интереса к народному костюму и традициям – а как раз это я и считаю главной задачей. Уравниловка во времена СССР сыграла в данном случае плачевную роль: отличительные признаки народного костюма тогда почти канули в лету. Правда, Зауралье, к счастью, это почти не затронуло.