Школа межэтнической журналистики
Поймай меня с хвоста!

Как в столице добры молодцы сказками мерились
«Сказко-что, простите? Баттл?», —недоуменно пронеслось в моей голове, когда я прочитала задание от редактора. Брови изобразили скептическую дугу.
Начала смотреть про мероприятие. Два сказочника — один северно-питерский, другой екатеринбургский — приедут в Москву чтобы помериться своими знаниями древнерусского эпического жанра. В общем, сказки сказывать будут, а победителя «баттла» (соревнования, по-русски) выберет судья, и не кто-нибудь, а заслуженный сказковед и кандидат филологических наук.
Найди меня, если сможешь
Итак, в день Х оба известных сказочника, Александр Маточкин и Вячеслав Печняк, приехали в нашу первопрестольную, а я — на метро Электрозаводская, там недалеко должен был проходить «баттл». Приехала как в другую страну, честно, причем такую, где люди заболели гигантоманией. Большие мосты, здания и сам Электрозавод, где и проходил баттл, тоже огромный — в нем находится фольклорно- этнографический клуб Сельсовет, который и организовал уникальное мероприятие.
Как был сам Электрозавод построен советским заводом с помпезностью дворца, так таким и остался. Высокий, чем-то отдаленно напоминающий готический собор авторства строителя-гигантомана, внутри он полон табличек с указанием расположения цехов, которые старше меня раза в два, агитационных плакатов, каких-то всевозможных труб, теней и пыли, которая, кажется, так и осталась здесь с советских времен в качестве одного из музейных экспонатов.
Это царство «совмода» с мраморной королевской двухпролетной лестницей потихоньку уже начинает завоевываться капиталистами. Глянешь — тут драм-школа, тут кофейня прям как с Елисейских полей съехала, рядом где-то тату-салон из Амстердама и недалеко какая-то непонятная дверь с сатанинской звездой на ней.
Не вдаваясь в подробности, я быстро пошла мимо по указателям до Сельсовета, где меня ждали сбитень, печатные пряники, ковры с северными узорами и книги о фольклоре. Два сказочника были уже на месте и сидели на лавках напротив светлых «двухслойных» окон, будто вынесенных из дома какого-то зажиточного кулака в мохнатые тридцатые.
Бои без правил
Справа от зрителей - Александр Маточкин, известный во всей России сказочник родом из Североморска. В разных городах он устраивает выступления, на которых читает и поет былины и сказки наизусть (никто не пробовал выучить былину, нет? Мне одной думается, что это очень трудно?). Александр основал свою «передвижную» школу сказительства с «базой» в Санкт-Перербурге, и с недавних пор учит рассказывать сказки даже удаленно, в онлайн-школе «Из уст в уста».
Одет он как и подобает человеку, чья профессия — фольклор. Рубаха, обувь, которая кажется современным родственником лаптей, порты. Даже стрижка «под горшок» определенно дополняет образ, как и борода. В общем, настоящий северный русский сказитель, который пришел после рыбной ловли, выпил кваску да и сел заниматься любимым делом — сказывать да отдыхать, да семью развлекать.
Второй сказочник, Вячеслав Печняк, совершенная противоположность первому. Впоследствии, судья его метко назовет «городской франт»: и усы на зависть Сальвадору Дали, и малиновая рубашка с яркой вышивкой, и жилетка с серебряной цепочкой от часов, и ботиночки под стать.
Вячеслав — сказочник с Урала, родом он из Первоуральска, недалеко от Екатеринбурга. Район рабочий, заводской, деятельный, и, судя по первому впечатлению, это явно сказалось на характере сказочника. Он сел на центр лавки прямо напротив зрителей, уверенно, с прямой спиной, настроенный победить.
Говорить начал Александр Маточкин, сказывать сказку «Про нерадивого сынка». Речь там про деда и бабу, у которых был сын, ничего не умел делать. И тогда решили они его в город вести, «на науку», а по дороге отец взял и сдал его Зелёному деду (Лешему, вестимо) на работу. Вот «така» родительская любовь! Однако обратно-то сынка взять не так просто было. В общем, в один момент сынок начал превращаться то в собаку, то в коня, то в окуня...
Тогда за сынком в образе окуня начал гоняться цыган в образе щуки, который до этого его купил, когда тот был ещё конем (да, сказки, знаете ли, позакрученнее сериалов Нетфликса будут). Вот прекрасный диалог цыгана-щуки и сынка-окуня: «Окунь, окунь, окунец, разудалый молодец! Повернись-ка головой, поговОрим мы с тобой». А окунь отвечает: «Если ты, кума, быстра, так поймай меня с хвоста».
Дети слушают, разинув рот, аж пряники пороняли. Александр рассказывает с убаюкивающе-запевной интонацией, которая действует на них, как дудочка на змей. Даже у молодого человека с айфоном в руках, который вел официальную трансляцию Сказкобаттла в Инстаграме, потихоньку начал никнуть айфон, так его затянуло.
«Окунь, окунь, окунец, разудалый молодец! Повернись-ка головой, поговОрим мы с тобой». А окунь отвечает: «Если ты, кума, быстра, так поймай меня с хвоста».
Однако «заклятье» Александра быстро снял Вячеслав Печняк, который вступил в бой со сказкой про Протупея Прапорщика. Вот это герой, вот это уральский солдат-ухват, этот Протупей! Активный, не сдается, «ему больше всех надо же», пошел он выручать царскую дочку Дарью, и что там было! Кто только его не пытался «отчехвостить»-то в его приключениях, да он все время выходил молодцом да удальцом, красавчик!
Кажется, я сама уже влюбляться начала в этого Протупея и потихоньку завидовать Дарье. У них, на мою радость, там ничего не сложилось правда, она оказалась девицей неверной, Протупея не дождалась и вышла за Ивана Царевича. Но Протупей и тут не сдался, пришел и всем там на пиру свадебном показал, кто таков, всех там повесили-перевесили.
Публика приняла Вячеслава с восторгом. Гипнотическое влияние Александра быстро развеялось, в то время как очарование жизнелюбия уральского сказочника, как и всех его неунывающих героев, похожих на Протупея Прапорщика — солдата, доктора и купца, - завоевало слушателей.
Вячеслав рассказывает сказки легко, весело, с юмором, они смешные и незатейливые, с перипетиями и бытовыми коллизиями, которые разрешаются благодаря неунывающему характеру главных героев.
Очень мне понравилась одна, коротенькая, называется «Луна или Мисяц». Она похожа на анекдот, никогда бы не сказала, что это сказка:

«Рассказывали, случай у нас был вот. Приехал в соседний завод мужичок, ну и кого-то подзывает знакомого какого-то своего, а там на небе луна большая. Он на небо-то глядит, говорит:
- Кум, смотри, кака-то луна у нас!
- Ты чо, кака луна, ты чо ты мелешь, это ж мисяц!
- Какая мисяц, это ж луна!
- Я те говорю, это мисяц!
- Луна!
- Мисяц!
Мимо третий мужичок шел, они ему:
- Иди сюда! Ну-ка расскажи-ка нам, рассуди давай, это чо у нас тут на небе, луна или мисяц?
Он:
- Ой, мужики, так я не местный!
»
Состязались деревня с городом
«Луна или мисяц» была одна из последних сказок, и скоро настало время выбирать победителя. Выбор непростой, оба сказочника очень разные и бились до позднего вечера. При свете луны и старинных ламп клуба Сельсовет, судья Варвара Евгеньевна Добровольская, кандидат филологических наук, которая посвятила свою научную жизнь изучению фольклора объявила победителя.
Варвара Евгеньевна подчеркнула, что зрители присутствовали при «вполне себе аутентичной ситуации», как принято говорить в суровом научном мире, «когда состязалась деревня с городом».

«В данном случае, очень характерный пример: два сказочника, один такой деревенский простачок, а другой — такой городской франт», сказала Варвара Евгеньевна и отметила, что для сказочника самое главное — это «умение захватить зрителей», и это одна из причин, почему она отдает свой голос Вячеславу.

Публика приняла решение с восторгом. По результатам онлайн-голосования во Вконтакте победил тоже Вячеслав Печняк, а молодой человек с айфоном, даже заявил что «немного завидует» уральскому сказочнику, потому что у него в Инстаграме появилось много поклонников. Некоторым гостям еще и удалось подзаработать на баттле — Сельсовет организовал тотализатор и можно было поставить на полюбившегося героя.
За свою победу Вячеслав Печняк получил дизайнерский свитер с традиционным поморским орнаментом от дизайнера и создателя Сельсовета Варвары Зениной. Александр Маточкин тоже не ушел с пустыми руками и увез домой набор шерстяных носков с традиционным орнаментом. Он не показался сильно расстроенным, ведь они с Вячеславом друзья, их объединяет большое дело — любовь к сказкам.
Сказки — это экзотика
Пока все гости пели частушки и танцевали под «музычку на ход ноги», победитель любезно согласился поговорить со мной о фольклоре и о том, как он стал определяющим в его жизни.
Вячеслав рассказал, что сказки — это экзотика для современного человека, которая помогает «привлечь внимание людей к традиции». В то время как интерес к фольклору может стать определяющим по жизни, как это случилось с самим сказочником.

«Фольклор в целом привел меня к религии, к старообрядчеству. Фольклор как форма непременно рано или поздно привел меня к содержанию», — рассказал Вячеслав.

На вопрос о том, какая «миссия» у сказки, Вячеслав ответил просто — «развлечение» и добавил, что когда-то это был мужской жанр, популярный у рабочих на производстве, когда ещё не было ни радио, ни телевизора. Сказка учит слушать и развивает фантазию, а самое главное — помогает не принимать жизненные трудности всерьез:

«Некоторые бытовые сказки подчеркивают забавность ситуаций, которые мы традиционно воспринимаем серьезно. Даже смерть высмеивается, и в итоге начинает восприниматься как нечто абсолютно нормальное. Если послушать традиционные русские колыбельные, в каждой второй поется 'скорее умирай' или 'мамка помрет, мы пойдем на песочек, выроем ямку, похороним мамку'».

Он добавил, что ребенку с самого детства говорили, что есть разные вещи в мире, что люди умирают и ничего в этом такого нет. «А у нас сейчас просто экзистенциальный кризис после смерти каждого родственника. И дети считают, что папа и мама будут жить вечно».

"Вот так сказки! - подумала я, - Психотерапевта не надо: и посмеешься, и поплачешь, и вот тебе группа поддержки сидит, а может, и мужа найдешь".
В этот момент Варвара Зенина объявила, что осенью планируется второй этап «Сказкобаттла». На этот раз победитель сразится с третьим известнейшим в нашей стране современным сказочником Александром Кайманаковым.

Не знаю как вы, а я точно пойду! Вдруг там меня будет ждать мой Протупей?
Текст - Анна Савина. Фото и видео - Ксения Ненахова. Школа межэтнической журналистики в Москве.
Made on
Tilda