Этноэкспедиция Гильдии межэтнической журналистики
Наклёпки, гары да кипун
Неизведанные чудеса Псковского края
Псковской области есть чем удивить даже тех, кто, казалось бы, видел все. Почитатели отечественной истории здесь прочувствуют «откуда есть пошла русская земля».
Для искателей веры в Пскове и окрест монастырей да древних церквей не перечесть, причем, храмы XVII-XVIII веков тут называют «новыми».
Любителям событийного туризма и «экшена» регион регулярно предлагает всевозможные фестивали и праздники, от реконструкций сражений давно минувших лет, до литературных чтений.
Интровертов порадует поход по Изборской и Мальской долинам (обувь лучше надеть непромокаемую, а аккумуляторы зарядить на полную).
Скептики-гурманы и ресторанные критики смогут поучаствовать в увлекательной дискуссии на тему «существует ли в природе особая «псковская кухня» (спойлер: наклёпки – это вовсе не металлические гвоздики на джинсах и сабо, а очень вкусная штука).
А уж любителям этнографии, фольклора и лингвистики в Пскове можно так развернуться, что потом пару недель придется «сворачиваться», обдумывая местные фразеологизмы и вынашивая планы следующей поездки.

По приглашению Администрации и туристско-информационного центра Псковской области представители Гильдии межэтнической журналистики из Йошкар-Олы, Калининграда, Москвы и Нижнего Новгорода побывали в Пскове, Изборске, Печорах, Сигово и на Талабских островах.
Воздастся по вере
Один из главных православных праздников – Успение Божией Матери – каждый верующий должен хотя бы раз в жизни встретить в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Во-первых, для древнейшей православной святыни (монастырь основан в 1573 году и никогда не закрывался) этот праздник – престольный, поэтому отмечается он с особым размахом. Во-вторых, поучаствовать в богослужении и крестном ходе съезжаются не только паломники со всей страны, но и представители малой народности сето из Псковской области и соседней Эстонии. Народ этот, хотя и обращен много лет назад в православие, до сих пор соблюдает вместе с христианскими заповедями предписания старой языческой веры. Так, сето верят, что именно в пещерах Псково-Печерского монастыря «спит» их языческий бог Пеко. Так и получается, что среди привычных русскому глазу тысяч длинных юбок и светлых косынок нет да нет «мелькнет» разноцветный наряд.
После крестного хода сето «переезжают» на свою историческую родину в соседнюю деревню Сигово. Здесь вот уже в десятый раз проходит фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи» - «культурное украшение региона», если верить председателю Государственного комитета Псковской области по культуре Жанне Малышевой.
Сето – народ, который живет на две страны: Россию и Эстонию. Псковская область, а конкретно Сигово и прилегающие к ней поселки, издавна были основной территорией проживания сето. В постсоветское время часть уроженцев этих мест перебралась к соплеменникам в соседнюю республику. Но на «малую родину» уехавших тянут могилы предков, старые друзья и … желание от души погулять на родной земле.

Слава о волшебных сиговских Кирмашах (по-нашему – гулянках), видимо, зашла так далеко, что вместе с сето «увязались» даже тартусские цыгане. Ну, то есть не совсем, цыгане, а эстонки – участницы ансамбля «Малярка», но пели-плясали девушки вполне себе аутентично. И погадать «красавицам» предлагали, делая вполне узнаваемые пассы руками и бровями.
Впрочем, цыгане, русские, эстонцы, марийцы, узбеки и оставшиеся неопознанными представители других народов все-таки были гостями на этом празднике. «Сетомаа» - хоть и входит в календарь туристических событий, но проводится в первую очередь для самих сето. Место, где можно на других посмотреть и себя, вместе с наследным богатством, показать. А показывать есть что: на груди каждой сетоской женщины – целая сокровищница. Тут и цепи серебряные, и фибулы (большая нагрудная брошь – знак замужней женщины), и сыльги (очень большие фибулы). Все это богатство звенит, отгоняя от дамы злых духов. Кстати, «русские» сето в более привилегированном положении, чем их эстонские сестры, так как могут надеть на праздник настоящие фамильные украшения: через границу груды серебра не провезешь, приходится довольствоваться копиями.
«Русские» сето в более привилегированном положении, чем их эстонские сестры, так как могут надеть на праздник настоящие фамильные украшения: через границу груды серебра не провезешь, приходится довольствоваться копиями.
Даже королева сето Пирет Торм-Криис, «посаженная на царство» в начале августа, подлинное серебро была вынуждена оставить дома: таможенные правила едины для всех, в том числе и для августейших особ. А фамильный сыльг Пирет и вовсе оказался безвозвратно утерян: бабушка будущей королевы, когда-то выскочив замуж «за городского», поспешила избавиться от «несовременного» наследия, хотя по традиции должна была передать украшение дочери или невестке в честь рождения первенца. Но не серебром да златом сильна королева сето! На этот почетный выборный пост «назначают» того, кого полюбит народ за дела его, коих на счету Пирет не мало: и национальные танцы она развивает, и популяризацией языка занимается, и фестиваль провести мечтает.
А еще королева сето – красавица, явно ведущая секрет вечной молодости: никогда не подумаешь, что ее старшей дочери 31 год!
Как стать королевой?
Король/королева сето – это представитель бога Пеко на земле. Выборы проходят каждый год, в первые выходные августа. Монархом может быть как мужчина, так и женщина. Причем, королев выбирают в последние годы все чаще. Каждый из кандидатов представляет свою «предвыборную» программу, затем становится на пенек. За чьим помостом больше выстроится очередь – тот и победил. За пеньком Пирет встало 342 человека, двум ее конкурентам по предвыборной борьбе, кстати, мужчинам, удалось общими силами заинтересовать вполовину меньше народа.
В раннем детстве Пирет Торм-Криис каждое лето гостила у бабушки и дедушки в соседней с Сигово деревне Луковке. И очень рада, что у всех сето раз в год есть возможность посетить еще раз родные места.
Председатель правления волостей Сетомаа Республики Эстония Маргус Тиммо радость своей королевы разделяет, в честь чего этот, по словам опытных посетителей кирмашей, большой любитель и ценитель притчей, поведал собравшимся историю о вере.

Притча о вере от Маргуса Тиммо
Летели две снежинки, держались за руки и разговаривали:
- Как здорово! Мы летим!
- Нет, мы падаем….
- Мы прилетим и накроем землю красивым белым покрывалом!
- Нет, нас втопчут в грязь…
- Скоро мы станем водой, а это – вечная жизнь!
- Нет, скоро мы растаем и умрем…

Расцепили снежинки руки и полетела каждая навстречу своей судьбе и своим надеждам.

Мораль сей басни – во что веришь, то и сбудется. А сето твердо верят – на следующий год их снова ждет костер дружбы на гостеприимной псковской земле. Кстати, хотя сето в области осталось по разным оценкам от 200 до 300 человек, неподалеку от Изборска расположено сразу два музея: частный и государственный.
Страна ключей
Самая неправильная поговорка всех времен и народов – «В ногах правды нет». Именно в них, родимых, вся правда! Если смотришь даже на самые распрекрасные красоты из окон автобуса, уезжаешь пусть восхищенным, но зрителем. И только на своих двоих есть шанс прочувствовать место душой.
Пять лет назад молодые жители Петербурга приехали в гости к друзьям в Изборский район. Да так прониклись, что переехали в деревню Сигово насовсем. Сейчас Данил Литвинцев водит пешеходные группы по Мальской и Изборской долинам. Маршрутов пока два: на семнадцать километров и на пять.

«Короткий» авторский маршрут Данила начинается от деревни Малы. Если в Сигово, несмотря на русское название, испокон веков жили сето, то в Малах представители этого финно-угорского народа соседствовали с русскими. Жили мирно и в полном согласии: вместе сооружали входные арочные группы из известняка (отличительная архитектурная особенность этого места), вместе почитали прозорливого праведника Блаженного Матфея (Матфеюшку болящего), вместе ходили на службы в приходской Спасо-Рождественский храм, когда-то бывший частью закрытого еще при Екатерине II Мальского монастыря, и в землю ложились тоже вместе: кладбище на всех было общее. Кстати, за счет того, что территория Изборска и окрестностей в безбожные 20-30 годы относилась к «буржуазной» Эстонии, население здесь гораздо более воцерковленное, чем в целом по стране, а приход – весьма консервативный. Чтобы попасть на территорию монастыря, нужно от деревни свернуть у известкового креста. Откуда он взялся в этих местах – доподлинно не известно. Есть две версии: во-первых, на Руси подобными изваяниями часто отмечали места массовых захоронений, а воинских сражений Мальская долина за свою историю повидала немало, во-вторых, возможно, крест освящает источник с ключевой водой, расположенный в нескольких шагах.
Спасо-Рождественский храм – пример еще одного сотрудничества, на этот раз не национального, а регионального. По количеству глав (пять) и общему облику его можно отнести к московской архитектурной школе, пропорции при этом у церкви – псковские. Под фундаментом храма когда-то бил родник, позднее его забрали в трубу, которую вывели за пределы постройки. Вода у ключа считается целебной: по преданию преподобного Онуфрия Мальского, пустынного подвижника, когда-то укусила змея. Старец омыл ногу в источнике и исцелился.
Онуфрий, который жил, на минуточку, в XV веке – один из самых почитаемых в Изборске людей, что лишь подтверждает долгую народную память на добрые дела. Когда-то давным-давно выпал в июне снег, опечалились крестьяне и попросили старца «молить за посевы», исполнил Онуфрий просьбу, растаял снег. Кинулись местные его благодарить. «Бога благодарите!» - ответил отшельник. С той поры после Петрова поста отмечают сельчане «Мальское воскресенье»: в деревню съезжаются сето и русские со всей округи, посещают кладбище, вспоминают своих предков за накрытыми столами и благодарят Бога.
Следующая на нашем пути деревня – Конечки. О ней сохранилось древнее воспоминание: «Деревня у нас хорошая, никто не курит, не пьет и колдунов нет!».
«Деревня у нас хорошая, никто не курит, не пьет и колдунов нет!».
Традиционным ремеслом жителей Мальской и Изборской долин когда-то считалась каменная кладка: каждый второй мужик, как сето, так и русский, был каменщиком. К сожалению, сейчас этот промысел полностью утрачен: для восстановления старинных амбаров и арок приходится нанимать «пришлых» строителей. А в деревне Брод когда-то жили мельники, к которым приходили за помощью со всех окрестных сел.
Еще один родник, пожалуй, самый не обычный в долине, - ключ «Кипун».
А самый масштабный – Словенские ключи недалеко от Изборской крепости, которые еще называют «Двенадцать апостолов».
Подняться по крутому склону к Труворову городищу, месту на котором когда-то стоял древний Изборск, после путешествия по Мальской и Изборской долинам, а потом еще совершить прогулку по стенам Изборской крепости – особенное удовольствие. Сразу понимаешь, как нелегко приходилось завоевателям, с их длинными переходами и продолжительными осадами.
Рыбацкая жизнь
Талабские острова – Талабск (им. Залита), Верхний (им. Белова) и Талабенец – находятся в Псковском озере, в 25 километрах от столицы региона. И живут там… гары. Потому что «Гаразд высокие, да гаразд громкие»! Есть версия, что эти самые гары – потомки древней чуди, впрочем, генетические и этнографические изыскания не проводили. Но низкорослому, да тихому в этих краях выжить сложно: больно непростым промыслом зарабатывали себе на жизнь талабчане. Были они, да и по сей день остаются, рыбаками. Некогда ловили местную чудо-рыбку снеток, не брезговали подлещиками да плотвой. В XIX веке на острове находилось 119 сушильных печей, рыбу поставляли в Санкт-Петербург, Москву, Ригу, Таллин. Людьми рыбаки были набожными.
- Не осветив лОдьи в море не ходили! – говорит наш гид по острову, учительница местной школы Ольга Михайловна Дмитриева.
Промыслы развивали соответствующие: плели сети, смолили лодки, вязали половики, держали несколько кузниц. Трудолюбие дарило рыбакам определенную экономическую, а в след за ней и политическую свободу: с XIV по XIX века жили островитяне «на свои», из царской казны денег не просили. Но и обратиться к сановным господам в случае нужды не чурались. Когда в начале девятнадцатого столетия губернатор запретил свободную скупку рыбы, дошли аж до самого государя, но свои права отстояли.
Советскую власть островитяне не приняли, комиссаров, Белова и Залита, фамилиями которых позднее переназвали два обитаемых острова, утопили и ушли в белую армию, поэтому во время репрессий погибла большая часть мужского населения. Оставшимся жителям досталось в годы оккупации: детей и женщин массово угоняли в концлагеря и в батраки на прибалтийские хутора.
После окончания войны потихоньку возвращались в родные места: «а хоть на камешке посидеть, да дома», восстанавливали практически полностью сожжённый остров, помогали друг другу всем миром.

Баба Наташа – малолетний узник фашистских концлагерей. Кокетка та еще: на вопрос про возраст хихикает, но все-таки признается, что «не скоро еще, 8 сентября, будет 84». До сих пор сама выходит в море, коптит рыбу, продает туристам. Байку потравить, или песню запеть – тоже может.
В 1958 году настоятелем храма св. Николая на острове Залита был назначен священник о. Николай (Гурьянов), слава о прозорливости которого быстро разлетелась не только по Псковской области, но и по всей России. К «Талабскому старцу» за советом съезжались со всей страны. И сейчас, спустя пятнадцать лет после его смерти, на могилу о. Николая не иссякает поток паломников. Они – основные посетители Талабских островов, на которых местных жителей осталось не более 200 человек + дачники из Пскова, Москвы и Санкт-Петербурга. Впрочем, возможно в ближайшее время ситуация поменяется: на островах развивается туристический бизнес, появилась гостиница, ресторан, планируется наладить регулярное (а не три раза в неделю как сейчас) катерное сообщение.
Как отнесутся к нововведениям островитяне, пока не понятно, но псковичи в соцсетях проявляют явный интерес. Талабские острова это не только паломнический и этнографический туризм, но и прекрасное место для летнего отдыха: на острове Белова (Верхний) – чудесные песчаные пляжи. Кстати, именно в ресторане на острове Залита нас угостили теми самыми наклёпками – пирожками с красной рыбой и рисом. А еще в Псковской губернии потчуют щучьими котлетками с грибной подливой да икрой, печенью кролика в вине, жульеном из лисичек, черными груздями и запечённой кабаниной.
И скажите после этого, что Псковская, то есть, русская кухня – простая!
Текст - Юлия Бобкова. Фото - Андрей Кокшаров, Юлия Бобкова. Видео - Ольга Миронович.
Made on
Tilda