Желчь и пепел

Желчь и пепел

Необычные привычки северных народов

 
 
 
 
9 августа 2016

Население северных территорий нашей страны давно многонационально, но хорошо себя чувствуют здесь только те, кто смог перенять у местных народов привычки, порой очень необычные для других климатических зон России.

Прежде всего, речь о привычках пищевых. Мало найдется сегодня жителей Ямала, Югры или Таймыра, какой бы национальности они ни были, которые не любят строганину из муксуна. Мороженая рыба северных рек нарезается тонкой стружкой и поедается прямо в сыром виде с перцем и солью. Это блюдо из кухни местных народов — ханты, манси, ненцев, нганасан. С медицинской точки зрения — великолепный источник белка, экологически чистый, быстро усваивается, дает много энергии, а обработка холодом гарантирует гибель возможных паразитов.

Сейчас реклама настойчиво предлагает населению таблетки для лучшего переваривания пищи, уверяет, что без них в путешествие отправляться просто нельзя. Но северные народы успешно издревле обходились иными средствами. Например, желчью рыбы. Этот способ у них переняли продвинутые рыбаки, "понаехавшие" добывать углеводороды. Поймав большую рыбу, её тотчас потрошат, аккуратно извлекают неповрежденный желчный пузырь и предлагают самому старшему или самому уважаемому члену команды. Тот с благодарностью заглатывает подношение не разжевывая. Ещё лучше проскальзывает внутрь мороженый желчный пузырь. И после этого, говорят, любые гастрономические особенности национальной рыбалки не страшны.        

Кстати рыбу, вынутую из реки, не принято оставлять умирать в мучениях на воздухе. Надо сразу оглушить, а лучше быстро обезглавить, чтобы не страдала. Объяснение тому, например, у кетов, живущих на Енисее, издревле простое: "Нельзя есть страх рыбы". А ведь не так давно ученые выяснили, что мучительно умирая любой организм выбрасывает в свои ткани ядовитые вещества.

Но мудрость северных народов воспринимается согражданами из других регионов не только на уровне еды. Когда русский врач на Чукотке, после операции выходит к родным больного и как бы между прочим произносит:  "Я свою работу сделал, теперь идите с духами договаривайтесь", это не значит, что он слегка не в себе. Просто опытный и эмпирическим путем выяснил, что в этих широтах почему-то могут выздороветь самые безнадежные больные, если родственники приносят жертву духам.

Вспоминается, поразивший меня некогда разговор с российским немцем Фёдором Миллером, который много лет живёт на севере Камчатки и так влюбился в людей и край, что попросил своих детей (наполовину коряков), когда наступит время обязательно похоронить его по корякскому обычаю – с песнями и плясками сжечь на костре. А пепел развеять по тундре. Это, по утверждению аборигенов, гарантирует, что душа человека воплотится в тело именно в этой местности, а не где-нибудь на экваторе.

Железные исполины, дерущиеся светящимися мечами, люди, плохо переносящие солнце, но хорошо передвигающиеся под землей — эпос народов севера настоящая кладовая креативных идей для кинематографа и художественной литературы. И дай Бог, чтобы не случилась ядерная зима, и россиянам не пришлось всерьез изучать опыт долгой и счастливой жизни коренных малочисленных народов Севера в запредельно морозном безмолвии Арктики. Но и в этом печальном случае именно северные народы имеют больше всего шансов выжить и начать новую страницу человеческой истории.            


Материалы по теме:
4198