Язык-свидетель

Язык-свидетель

Русская и индийская архитектура имеют общие древние корни

 
 
 
 
24 апреля 2014

Российские ученые нашли очередное подтверждение древности русской культуры. Изучение строительной лексики русского языка показало ее поразительное сходство с санскритом. Исследователи сделали вывод, что древние русы, так же как и арьи уже 4 тысячи лет назад отлично владели искусством архитектуры. Наши предки возводили храмы с куполами, у них существовали крепости и города, пути сообщения. Таким образом, историки опровергли общепринятое мнение, что славяне до знакомства с Византией обладали лишь самыми примитивными строительными навыками и жили преимущественно в землянках.

В своей работе профессор Института восточных языков и цивилизаций в Париже Андрей Рачинский и кандидат геолого-минерологических наук Александр Федоров привели целый ряд похожих русских и индо-иранских строительных терминов.

Например, санскритское слово sthapati (стхапати), в переводе означающее – зодчий, плотник, соответствует древнерусскому "стряпати" - работать, улаживать дело. Схоже оно и со славянским "ставити" - ставить строить, семантически близко к термину "стропила".

Общие корни имеют названия строительных инструментов. Тесак на санскрите звучит как "такш" - тесать, строить. По-древнеиндийски "ташти" - отесывать, плотничать. "Молот" соответствует хеттскому malatti (малатти) – боевое молотящее оружие. На санскрите malla (малла) – силач, кулачный боец. Наше "долото" - то, чем долбят, звучит на санскрите как "далашас" - разлетаться на куски, вдребезги. "Отвес" (гирька на нитке) по-персидски звучит как avez – вешать.

Нетрудно догадаться, что санскритское "пишати", "пишита" означают - расписывать, украшать. "Лепа" - присоединять, намазывать, прикреплять, то есть практически наше – "лепить". Русское "ковать" схоже с "кавача" - доспехи, броня, кольчуга и "кавате" - издавать звуки.

Слова "храм" и "хоромы" созвучны с санскритскими "храмика" - небесный алтарь, "хармия" - дворец, крепость. По-ирански "харам" означает священное, запретное место. В переводе на хеттский "храм" звучит как "карими". Те же корни и у важнейших индийских понятий "дхарма" и "карма".

Русское слово "собор" похоже на санскритское "сабха" - собрание, сборище, дворец или зал собраний. "Маковка" (вершина церкви, глава, темя человека) на санскрите - "макуха" (верхняя часть, вершина, верх). "Купол" созвучен с санскритским "капала" - чаша, оболочка, череп. В индийских трактатах по строительству "капала" называют разные элементы здания, в том числе верхние части, имеющие выпуклую, округлую форму.

Подобных примеров историки в своей работе приводят очень много. Авторы исследования пишут, что практически все современные обиходные слова, связанные со строительством, имеют своего "близнеца" индийского и иранского происхождения. Ни в каких других европейских языках, кроме славянских, подобного соответствия не наблюдается.

Ученые отмечают, что сходство русских и индо-иранских слов не может быть ни случайным совпадением, ни тем более заимствованием. Скорее всего, термины происходили из единого для славян и арьев древнего языка. По их мнению, древние русы и арьи были единым народом с общими архитектурными традициями. С распадом индоевропейской общности в течение III тысячелетия до нашей эры они разделились, а затем каждый под своим именем прошел собственный путь в мировой истории.

Изучение строительной лексики позволило ученым утверждать, что 4 тысячи лет назад древние русы отнюдь не были дикарями, живущими в землянках. Они активно пользовались "главными орудиями плотников" и возводили разнообразные сооружения, в том числе храмы, имеющие купола. У них были города и крепости, существовали пути сообщения.

Авторы работы приводят в пример свидетельство Геродота о наличии у скифов в V веке до нашей эры деревянных городов со стенами, домами и храмами. Также они ссылаются на археологические раскопки Бельского городища на территории современной Украины (VIII-III века до нашей эры). На его месте были найдены следы многочисленных построек, в том числе наземных срубов, различных хозяйственных построек, кузней, косторезной мастерской и даже деревянного храма.

Ученые отмечают, что их исследование опровергает представления о том, что пришедшие в Индию арьи были кочевниками, а славяне до встречи с византийскими мастерами строительными навыками практически не владели.

Ознакомиться с полным текстом исследования можно по ссылке.

Материалы по теме:
3134