Российская культура вобрала в себя традиции, культуру всех народов России

Российская культура вобрала в себя традиции, культуру всех народов России

25 декабря 2014

Культура, на мой взгляд, это не просто двигатель и ресурс, это локомотив  всей человеческой деятельности. Нет ни одной сферы нашей жизни, в которой бы ни присутствовало в широком смысле понятие культуры. Это и культура труда, и культура воспитания, и культура образования, и особенно важна культура межнациональных отношений. Наша страна на рубеже 19-20 и 20-21 веков пережила две геополитические катастрофы. Одной из их причин, явилась как раз недостаточно высокая культура межнациональных отношений. И мы не имеем права сегодня не воспользоваться уже имеющимся опытом, для того, чтобы в сфере национальных отношений у нас установилась бы самая высокая культура. 

Здесь возникает ряд очень важных аспектов. Стратегия национальной политики, принятая на период до 2025 года, вобрала в себя многие направления. В том числе, в ней в полной ясностью поставлена  проблема культуры в межнациональных отношениях. Две ипостаси объединяют сегодня нашу национальную политику. Это соединение гражданской политической нации и этнокультурного развития, а также идентичностей (личностной,  региональной  и общероссийской). Каковы методы и пути их единения? Русский философ Георгий Федотов сформулировал эту установку следующим образом: "Что такое общероссийское сознание?" — задавал он вопрос и отвечал: "Общероссийское сознание, это такое сознание, которое в какой то мере воскрешает духовный облик каждого народа, проживающего в  России". Вот в чем смысл национальной политики. Общегражданское самосознание должно нести в себе что-то взятое из характера каждого народа нашей страны. Отсюда следует вывод: если мы хотим постичь и проникнуться духом других народов, мы обязаны, прежде утвердить себя в духе своего народа. Большая родина начинается с малой. Каждый регион должен чувствовать себя частью России, но и сама Россия должна воспринимать и чувствовать себя частью каждого региона: и Крыма, и Ярославля, и Казани, и Кавказа. Это и есть подлинная национальная и федеративная политика. 

Еще один важный момент — формирование чувства родины. Его первоосновой является семья. Вспомним слова Пушкина: "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". И слова Лермонтова: "люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой". Очень важные пророческие слова, ведь характер во многом зиждется на иррациональной, эмоциональной основе, народных сказаниях, легендах. Начиная с семьи, детства. Мы бы не имели Пушкина, если бы рядом с ним не было Арины Родионовны. Именно няня привила ему любовь к родной природе, "к родному пепелищу", к родному языку. Все это относятся к культуре, традициям.

В современный период, когда сталкиваются две парадигмы, секулярная и религиозная, мы не можем уйти из этого поля. В силу различных обстоятельств, в том числе и активизации религиозных процессов, через культуру должен вестись диалог с целью нивелирования возможных конфликтов. 

Сегодня усиливаются тенденции глобализации, а с ними расширяются возможности как сближения, единения народов, так и цивилизационных столкновений. Наша страна исторически формировалась как государство-цивилизация. И российская культура вобрала в себя традиции, культуру всех народов России, опять вспоминается Пушкин - "всяк сущий в ней язык".

Это необыкновенно важно в условиях когда во внешней политике страны идет крутой поворот в сторону Азии, возрождаются на новой основе идеи евразийства. В этих обстоятельствах высокая культура, о которой мы сегодня говорим, становится мощным фактором, который в конечном счете позволит совершить некую конвергенцию гуманных ценностей запада и востока, и мы будем жить в единой дружной семье. 


Вячеслав Михайлов
Завкафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС

3697