Чеченцы не ассоциируют свою беду с русским народом

Чеченцы не ассоциируют свою беду с русским народом

20 февраля 2014

23 февраля — это день величайшей трагедии для чеченского народа. Именно в этот день Сталин и его клика самым изуверским способом в день праздника для всего Советского Союза выселили весь чеченский и ингушский народ в Среднюю Азию и Казахстан. Около половины людей погибли от голода и холода. Были случаи, например в горном ауле Хайбах, где около 800 человек - детей, женщин, стариков - заперли и сожгли, а кто выскакивал - расстреливали, чтобы не заниматься их транспортировкой. Такие случаи, но в меньших масштабах, были и в других населенных пунктах.

Я родился в Казахстане. Родители рассказывали исключительно страшные истории. Но я хотел отметить один момент, очень немаловажный, на мой взгляд, для нашего общества. Дело в том, что чеченцы не ассоциируют свою беду с русским народом, как некоторые думают. Они понимают, что это было в первую очередь связано с той верхушкой, что это шло от Сталина. Руководил этим процессом Берия, после него грузинский полковник. Но чеченцы ни к русским, ни к грузинам, ни к евреям не предъявляют обвинения.

Маме было 12 лет, и в этот день - 23 февраля - они с сестрой остались дома. Отец был репрессирован, раскулачен, а мама и тетя поехали в Грозный к родственникам. Когда надо было собираться, пожилой русский офицер подсказал им брать ценности и продукты. Солдаты зарезали куриц, собрали в мешки продукты. Благодаря тому, что этот офицер помог, весь вагон, в котором они ехали, не умер с голоду. Из всех остальных семей, которые ехали в вагоне, практически никому не дали взять продукты.

Мама рассказывала, что когда приехали в Казахстан, на следующий год кто-то умер от голода, кто-то выжил и остался. Помощь где-то была мизерная, где-то вообще не было. Доходило до такой степени, что людей некому было хоронить. Был случай, когда людей в степи высадили. Мне товарищи рассказывали, как 15-летний подросток, когда их высадили на полустанке, сгруппировал молодежь, человек 5-10, и они в открытой степи вырыли землянку - деваться-то некуда. И пока они это делали, те, кто снаружи были, замерзли. Их как льдинки оттолкнули, остальных завели в землянку, и вот так вот сохранили часть в живых.   

Люди везде и всегда оставались людьми.  Еще был случай. Когда на следующий год летом шла уборка урожая, маму пристроили на ток рабочим носить воду из реки в кувшине. И вот она рассказывала, что каждый раз, как она уходила, — в чулочки на пояс завязывала зерно и уносила. А завтоком был русский мужик. Он сказал ее родственнику, что все видел, но она "так красиво это делает, что я ей ничего не говорил и не скажу". Когда накопилось около мешка, родственники вырыли в стене землянки нишу и закрыли, замазали ее. Но кто-то заметил, и к ним пришла проверка в сопровождении офицера. Он потыкал-потыкал штыком туда, где было зерно, понял, что там находится. А в это время, был сентябрь уже, на плите лежало пол-дыни. Он спросил: "А можно попробовать дыню?" Попробовал кусочек дыни, сказал, что все нормально и проверка ушла. И в первом, и во втором случае - минимум 10 лет грозило.

Человек в статусе переселенца должен был отмечаться каждый месяц, что он на месте, никуда не уехал. Это продолжалось вплоть до смерти Сталина. После этого было послабление, но только в 1956 году признали обвинения ошибочными. В 1957 году вышло постановление и народ начали возвращать.

Когда мы вернулись из Казахстана, наш родовой дом был экспроприирован. Он принадлежал колхозу и нам его не отдавали. Большинство домов уже не существовало, часть приходилось выкупать. Дагестанцы, жившие в них, отдали и уехали. Евреи даже не то что не заселились, даже сохранили и вернули некоторые вещи. Это гонимый народ, они знали что это такое, поэтому у них было особенное отношение. Нам пришлось купить в другом месте помещение и позже выкупить свой собственный дом.

Люди все понимали - русские, немцы, другие народы. Была спаянность у людей, молчаливый ропот против гнетущей системы. Я с детства до 3-го класса учился в интернациональных условиях. Но самое главное — воспитание от родителей. Они говорили: "У нас такие же паршивцы, как и у каждого народа. Ты что думаешь пришли русские фашисты раскулачили нашего деда? Нет. Это в первую очередь наши паршивцы. У каждого есть свои и плохие, и хорошие".

Всегда в любой вещи можно найти разъединяющее, можно найти обиды друг против друга - не так посмотрел, не так сказал. Но надо искать объединяющее нас, извлекать уроки из тех событий, которые были. В 2010 году 23 февраля в Грозном провели 10-й юбилейный Конгресс народов России. Он был посвящен не разборкам - кто виноват и как наказать, а тому, чтобы искать общее, объединяющее наши народы, чтобы не допустить такого в будущем. В этом году подобное мероприятие будет в Иваново. Совместно с молодежью и широкой общественностью примерно также в этот день будем искать объединяющее между нашими народами под лозунгом "Межнациональное согласие - залог будущности России историческая память уроки и взгляд в будущее".


Асламбек Паскачев
Председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа"

4148