Не существует большой родины без малой

Не существует большой родины без малой

6 апреля 2015

Мы все время говорим об этнонациональной политике с точки зрения федерального уровня и федеральной стратегии, обсуждаем, нужно ли нам соответствующее министерство либо агентство, и чем данные структуры должны заниматься. Но редко обращаем внимание на регионально-местную специфику. А между тем, если не 90, то, по крайней мере, 80% проблем, возникающих в области межэтнических отношений и этнокультурного развития, связано исключительно с принадлежностью граждан к той или иной национальности, или религии. Здесь речь идет о всех субъектах федерации, а не только о республиках. И такие вопросы должны решаться, прежде всего, на уровне регионов или даже местных сообществ.

Пока у нас не появятся граждане с высоко развитым чувством долга, определенный слой активистов, готовых взять на себя ответственность и инициативу, именно на уровне местных сообществ, в нашей стране по-прежнему сохранится верхушечная индоктринация, манипулирование общественным мнением и другие негативные явления. Наш собственный и зарубежный опыт показывают, что сильные, грамотные, авторитетные региональные, местные сообщества становятся некими gates keeper, хранителями ворот по-английски, т.е., в основном от них зависят мир и согласие, сохраняемые на определенной территории. Особенно это касается городских сообществ, Северного Кавказа, Юга России, Поволжья и Крыма.

И, разумеется, разговор не только о формировании местного патриотизма. Недавно я участвовал в научной конференции, проходившей в одном из университетов Ингушетии. Там выступала с пленарным докладом сотрудница местного научно-иследовательского института, она говорила о том, что ингушская культура и ингушские традиции самые лучшие и великие и, собственно, больше ничего вокруг нет, ни соседних республик, ни России в целом. Подобное народоведческое натаскивание вредно и опасно. Когда мы говорим о российской идентичности, надо понимать: не существует большой родины без малой. Нельзя любить одну Красную площадь, даже если рядом с ней родился и никогда не выезжал за пределы Садового кольца. Все равно, есть твоя улица, есть столица, есть республика, а есть целая страна. И только отталкиваясь от малой родины, мы приходим ко всей России, к общегосударственной идентичности, лояльности к своему отечеству. Я имею в виду лояльность не как исключительно только «любовь к Родине», а как чувство сопричастности со своей страной. Да, мы порой можем относиться критически и к политике, и к реальной экономической ситуации, но мы все равно остаемся патриотами собственной Родины, испытываем по отношению к ней позитивные эмоции. И это самое важное.


Валерий Тишков
Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН

2611
 
 
 
Комментарии
AZAMAT , 30 Апр 2015, 15:37
0

Во все времена науки о человеке (от антропологии до истории и философии) были и будут во многом зависеть от своего рода "политического заказа". Этот заказ, в свою очередь, определяется ОБЪЕКТИВНО (вопреки любым декларациям и заверениям) доминирующей идеологией в её самом первичном смысле, в форме доминирования определенных идей. И если мы как страна претендуем на какое-то отличие от Запада, то оно возможно только в этой плоскости. Все остальное - от технологий производства до олигархов и доминирования банковского капитала - везде одно и то же. Так в чем тогда наше отличие? почему бы не быть России разделенной на ряд более мелких, но, по западным меркам, благополучным странам в формате Чехии, Хорватии и других? Ответ не так прост как кажется. И его формула - "Тогда исчезнет Россия!" не имеет чисто экономического обоснования. Оно, со всей очевидностью, лежит в иной, нравственной, более того, духовной плоскости. И в чем тогда заключается ЭТОТ отличительный признак и основание? Тема для отдельного большого разговора. Пока, уверен, ясно одно - если мы будем позволять себе такие же "двойные стандарты" в отношении своих народов , как Запад к нам, мы ни чем от Запада не отличаемся. А то, что такие стандарты существуют особенно наглядно видно на примере отношения Власти и официального научного мира к истории и итогам Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов очередная годовщина которой грядет 21 мая сего года. Частью этой темы является и "Черкесский вопрос". Хочу сразу сказать, что это вопрос НЕ политический, и даже НЕ экономический, ЭТО ВОПРОС НРАВСТВЕННЫЙ. Демонстрируя себе и миру, что в вопросах нравственности мы на том же, если не на еще более низком уровне, чем Запад, мы вырываем почву из под СМЫСЛА своего существования, ЗАЧЕМ тогда МЫ как единая страна Россия? С учетом выше сказанного, возвращаясь к статье уважаемого мною Валерия Александровича Тишкова, хочу сказать - НИКОГДА и НИКАКИЕ серьезные вопросы и проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных проблем НЕ решались, и по сути своей, ОБЪЕКТИВНО, НЕ могут быть решены на местном, региональном уровне. Поскольку ВСЕГДА они зависимы и подчинены другой, более высокой и сложной проблеме - системе НАЦИОНАЛЬНО - ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, отношений между народами и государством, в котором они находятся. Попытка "атомизировать" народы России до уровня граждан, а затем собрать их воедино формате гражданской нации, в лучшем случае, наивность. Для ТАКОГО образа жизни Россия не нужна, для этого есть Запад. Так ДЛЯ ЧЕГО тогда Россия? На этот вопрос должен ответить себе каждый человек сам, а помочь ему обязаны ученые. Желательно без подмены понятий и искусственного "праведного гнева"...

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.